Театр в театре: спустя 33 года «Паяцы» возвращаются на новосибирскую сцену. Это опера о простых страстях, которые переживают артисты бродячего театра. Интриги «маленькой Италии» увидела корреспондент «Новосибирских новостей».
Вместо повозки — цветной автобус, вместо крестьянских одежд — воздушные платья в горох. Опера «Паяцы» Руджеро Леонкавалло снова на сцене новосибирского Театра оперы и балета. Со дня первой премьеры в Ла Скала прошло 125 лет. Только поют все о том же, что и более века назад — о любви и ревности.
«Мы старались не отходить от задачи, которую написал сам автор. Это спектакль, у которого существуют тысячи постановок по всему миру. Время меняется, взгляды, меняются люди, но суть взаимоотношений, духовный мир остается одним и тем же», — отметил режиссёр-постановщик Иркин Габитов.
Новые «Паяцы» поставили в сжатые сроки — почти два месяца. Хотели успеть показать новосибирскому зрителю итальянские страсти в этом сезоне. Опера Леонкавалло одна из самых популярных в мире. Постановок много, но знатоки признают, что «Паяцы» все-таки недооцененная партитура.
Опера написана в стиле веризма. Согласно ему, сюжет должен быть заимствован из жизни самых простых людей. Только новосибирские постановщики решили перенести действие оперы из 19 века в середину 20.«Многие поколения дирижеров, даже выдающихся, по моему мнению, в ней не открывали всего, что там написано. Эта партитура гораздо более тонкая и иногда импрессионистичная. Наша задача была в небольшие сроки постараться достать эти тонкие краски, иногда акварельные, из оркестра», — рассказал музыкальный руководитель, дирижёр Валентин Урюпин.
«Веризм, на мой взгляд, очень близко приближается к неореализму. Это кинематографическое направление, которое в Италии появилось после войны. Нам показалось, что эти два стиля очень похожи, поэтому мы перенесли действие в 1950-ые годы», — рассказал художник-постановщик Вячеслав Окунев.
По сюжету, нешуточные страсти разворачиваются в труппе уличных артистов. Зритель буквально присутствует на маленькой итальянской площади. Автор оперы вдохновлялся историей из жизни, поэтому переживания героев знакомы каждому, и даже артистам, привыкшим играть их каждый день перед зрителем. А значит «Смейся, Паяц, над разбитой любовью!»