Три года назад мэром Новосибирска стал Анатолий Евгеньевич Локоть. Как оценивают работу мэра те, кто с ним работает сегодня? Что могут сказать о нем бывшие коллеги? Довольны ли горожане своим выбором? На эти и другие вопросы ответили управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков и председатель Совета дептатов Ренат Сулеманов в программе «Вечерний разговор с Артемом Роговским», которая вышла в эфир на радио «Городская волна» (101.4 FM) 6 апреля.
Артем Роговский: Добрый вечер. Сегодня 6 апреля 2017 года, а это значит, что ровно 3 года назад жители Новосибирска на выборах мэра города сенсационно, как тогда казалось, отдали предпочтение кандидату от объединенной оппозиции Анатолию Локтю. Ровно 3 года назад Анатолий Локоть победил на выборах мэра города Новосибирска.
Как сегодня оценивают его работу бывшие и нынешние соратники, а также вы, жители Новосибирска. Об этом сегодня мы и будем вести наш «Вечерний разговор».
Я рад представить гостей в студии. Справа от меня известный политик и предприниматель Сергей Дьячков, и слева от меня заместитель председателя Совета депутатов города Новосибирска Ренат Сулеманов.
Добрый вечер! Когда Анатолий Локоть выдвинулся кандидатом в мэры, сначала он был кандидатом от КПРФ, правильно Ренат Исмаилович?
Ренат Сулейманов: Добрый вечер. Правильно. Он был кандидатом от КПРФ. Это были достаточно сложные для нас выборы. Весь административный ресурс тогда работал против нас. Был определен кандидат от партии власти, которого поддерживали всеми имеющимися возможностями.
Артем Роговский: Которого поддерживали, как мы тогда видели, внимание, с плакатов 600 тысяч строителей Новосибирской области.
Ренат Измайлов: Естественно, наши возможности, ресурсы были несопоставимы, как на любых выборах, потому что КПРФ — оппозиционная партия. Тем не менее, по ходу избирательной компании мы действительно собирали все больше сторонников, и к нам присоединялись другие политические силы.
В конечном итоге возникла коалиция за некоторый период до дня голосования. Ну, и результат мы с вами знаем — 43,75%. Анатолий Евгеньевич Локоть победил на выборах мэра, он победил во всех районах города за исключением Дзержинского. Перевес над основным соперником составил порядка 4% голосов.
Артем Роговский: Сергей Александрович, почему тогда все оппозиционные силы города решили поддержать Анатолия локтя, включая и Вас?
Сергей Дьячков: Вы знаете, в Новосибирске очень давняя и сильная демократическая традиция — мы умеем объединяться. Наша первая коалиция была в 2011 году на парламентских выборах. Мы понимали, что хотим перемен, новосибирцы хотят перемен, и надо выдвигать объединенного кандидата. Для России это, наверное, был первый опыт, когда объединились и левые, и правые. И если мы вспомним то соглашение о коалиции, там было 23 подписи 23-х организаций.
Почему поддержали? Потому что из всех претендентов, которые на тот момент были выдвинуты оппозиционными, на тот момент, силами, наверное, Локоть был самый достойный и опытный.
Итоги опросов, которые проводили разные силы, тоже показывали, что у него наибольшие шансы победить. Нам ведь нужна была победа, мы понимаем, что демократия быстро не устанавливается, быстро не меняются правила игры, и просто пробить политическую монополию... Ну, Локоть так Локоть. Локоть был самый сильный.
Я до сих пор убежден, что те силы, которые от Локтя отмежевались, но тогда были с ним, и мы все сделали правильный выбор.
Артем Роговский: Вернемся на три года назад. Ренат Измаилович, Анатолий Локоть стал мэром. Что, на ваш взгляд, для него было самым сложным в управлении городом на первом этапе?
Ренат Сулейманов: Вхождение в любую должность, мэр ты или руководитель предприятия, начальник цеха или отдела, нелегко. В любом случае, это — новая работа, нужно в нее войти, понять существующую структуру, нужно понять механизмы, как она функционирует и так далее.
Нужно подобрать команду и определить цели, к которым команда стремится. Это на первом этапе было самое сложное, потому что основная масса чиновников досталась от предыдущей команды. Проблем в городе тоже достаточно много. Более того, понятно, что на первое лицо идут влияния с разных сторон, давления.Есть ограничения, связанные с ресурсами, есть бюджет, за который не выпрыгнешь.
Еще надо понимать, что Локоть пришел в период начала нового этапа кризиса, 2014 год. Социально-экономическая ситуация ухудшалась. Падало производство, падали поступления в бюджет. Все эти три года приходилось управлять городом в неблагоприятной внешней макроэкономической среде. Все эти трудности, я считаю, удалось преодолеть, и город, не смотря на эти кризисные явления, все три года развивался.
Я думаю, что есть разные точки зрения, но есть объективные показатели. Можно выделить два основных.
Первое — это отношение людей к итогам определенного периода. Это, наверное, главный критерий, потому что мэра у нас, в отличие от многих городов, избирают прямым голосованием, он избираем народом. Хотя, как мы говорим, он ставится в определенные рамки, условия. Есть рамки бюджета, есть рамки законодательства, есть рамки вышестоящих структур и так далее.
Второй критерий — социально-экономические показатели развития города. Это тоже объективный критерий, по которому можно оценивать деятельность мэра. Если мы говорим по первому критерию, у нас в распоряжении есть результаты опроса, который проводился в конце февраля — начале марта. И мэр Новосибирска является самой значимой политической фигурой в городе, за исключением президента. 58% доверяют сегодня мэру. Это оценка первого показателя.
Артем Роговский: Сергей Александрович, с Анатолием Локтем вы были в одной команде. Сергей Александрович возглавил комитет по развитию малого и среднего бизнеса, показал серьезные результаты на этом посту. Сергей Александрович, как Анатолий Евгеньевич Локоть вживался в роль мэра Новосибирска, в новую для себя должность?
Сергей Дьячков: Я на собственной шкуре это испытал, это термин «100 дней». Он не придуман, он выстрадан многими поколениями политиков, потому что первые сто дней в должности руководящей исполнительной власти — это очень серьезное испытание для любого человека.
Мы все в первые сто дней, что называется, худели. Худели, потому что большие эмоциональные нагрузки, большая ответственность, а главное, серьезное, координальное изменение образа жизни. Конечно, было очень тяжело.
Я уже не раз говорил, что основной проблемой объединенной оппозиции той нашей коалиции, которая взяла мэрский пост на выборах, были кадры. Нам не хватало тех людей, которые, условно говоря, могли бы возглавить все комитеты, управления, департаменты. Эта проблема вообще свойственна оппозиции, кто бы ее ни составлял, в нашей стране, к сожалению, это так.
Есть люди, с которыми сейчас работает Локоть, которые заняли должности через год — полтора, как мы выиграли выборы. Не было таких людей в том составе команды, которая победила.
Эта проблема и показывает, что оппозиционная деятельность, практика смена власти очень молода. Мы еще не научились такой политической жизни, когда была бы власть сменяемая. У нее всегда была бы оппозиция, которая столь же квалифицированная, а то и более квалифицированная, как в любой демократии. Тут не важен цвет знамен, мы все под одним знаменем Новосибирска. У нас есть разные политические убеждения, но один город, один народ.
Ключевой проблемой был недостаток квалификации. В некоторой степени эта проблема решена, но этот путь вечный, и я очень желал бы товарищу мэру и тем, кто с ним вместе, продолжить учиться самим и привлекать людей, которые обладают высоким уровнем квалификации. Не все хотят работать в мэрии, это очень тяжелый труд.
Звонок: Здравствуйте, меня зовут Маргарита. Я голосовала за Анатолия Локтя. Его деятельность я оцениваю положительно, и как бы его не старались скомпрометировать защитники предыдущего мэра, я вижу эти высказывания, я думаю, что трудности будут преодолены. Я желаю ему больших успехов.
Артем Роговский: Спасибо за звонок. Ренат Измаилович, почему было столько попыток скомпрометировать мэра Новосибирска в глазах общественности? Это что были реваншистские настроения со стороны проигравшей команды?
Ренат Сулейманов: Всегда есть разные интересы, идет политическая борьба, она не заканчивается выборами. Политическая борьба продолжается, более того, по мере приближения следующих выборов она обостряется, обостряется критика и так далее. Есть недостатки, проблемы, об этом никто не спорит.
В таком огромном городе, сложной экономической ситуации, естественно, эти проблемы есть, недостатки есть. Но их можно понять. Мэр как-то может повлиять на то, что у нас выпало в два с половиной раза больше снега? Понятно, возникли трудности с расчисткой, уборкой этого снега. Сейчас снег растаял, будет паводок. Мэр будет виноват, что снег растаял, и с гор Алтая к нам придет вода. Есть сезонные проблемы, которые случаются каждый год, и люди постоянно этим недовольны.
Есть конфликтные точки в городе, они возникают. Другое дело, как власть на это реагирует: на проблемы, вопросы, которые ставят жители, и как они их решают.
Звонок: Добрый вечер. Я тоже на выборах голосовал за Анатолия Евгеньевича. Я на всех выборах голосовал за КПРФ, я приверженец их программы. Мне кажется, что прошло три года, и это не срок. Видно, что город оживает. Мое мнение, при предыдущем мэре город был запущен. Сейчас я смотрю, в Северо-Чемском жилмассиве постоянно что-то улучшается, дороги. Желаю Анатолию Евгеньевичу терпения, позитива и обязательно идти на второй срок, и мы все за него проголосуем.
Артем Роговский: Выходим на тему, как мэр Локоть реагирует на критику, на замечания со стороны общественников и жителей города?
Сергей Дьячков: Я, как человек, который судился с ним уже после моего ухода из мэрии, к чести Анатолия Локтя, ответственно говорю, он делает выводы из ошибок.
Мы все помним историю Монстрации 2015 года, в следующем году этот вопрос был решен относительно гармонично. Я думаю, что и в 2017 году дадут пройти Монстрации по Красному проспекту. Я бы очень хотел этого, потому что Монстрация не нарушает никакие законы, на самом деле. Это первое.
Во-вторых, митинги по поводу планируемого резкого повышения тарифов на ЖКХ. Я думаю, что Локоть сделал правильные выводы из того конфликта, который разгорелся после первого митинга.
Более того, после нашего судебного процесса всем здоровым политическим силам дают площадь Ленина. В этом смысле молодец, делает выводы из ошибок. Что касается неубранных улиц.
Замечания есть по работе соответствующего департамента. Есть такие замечания, их надо решать в рабочем порядке. Наши новосибирцы — очень требовательные люди, кто бы ни был у власти, они всегда будут критиковать. Это отлично. Будучи руководителем, надо иметь стальные нервы.
Может, не всегда хватает выдержки и Локтю, и чиновникам мэрии. По крайней мере, из того, что я вижу, какие-то выводы из ошибок делаются.Наверное, бывают дни, когда не очень получается. Это жизнь.
И все-таки Локоть — это тот ледокол, который пробил лед политической монополии. Не то чтобы к нему не нужно быть требовательными. Нужно. Но надо понимать, что не все сразу. Может быть, процесс демократизации и построения системы, при которой власть будет разумным образом меняться, займет и десятилетия.
Звонок: Добрый вечер. Меня зовут Александр. Я голосовал за Локтя, потому что Городецкий уже надоел. Как раз сегодня Локоть был в прямом эфире на «Вестях», я ему задавал вопрос про тот же самый пресловутый снег. Почему мэрия не заставляет, как это есть на Западе, владельцев магазинов и первых этажей самим убирать свою территорию, и городу было бы легче? А он говорит: «А мы попытались. А кто-то даже через суд выиграл, что их не имеют право заставлять все это чистить». Так вот вопрос у меня теперь к Ренату Измаиловичу. У нас же есть Законодательное Собрание, суд опирается на закон. Почему законодательному собранию бы вот этот вопрос не поднять и не сделать? И мэру было бы легче.
Ренат Сулейманов: Мэр ограничен жесткими рамками существующего законодательства. Подзаконных актов масса. Если раньше, когда была такая возможность, заставляли и в административном порядке штрафовали предприятия, учреждения, организации за чистку не только своей, но и прилегающей территории.
Сегодня законодательство поменялось. Сегодня это федеральное законодательство, Законодательное Собрание тут ничего не сможет изменить. Мэр вынужден действовать в этих рамках.
Программа «Вечерний разговор» выходит в прямой эфир на радио «Городская волна» (101,4 FM) каждый четверг, сразу после выпуска вечерних новостей в 18-00. |