Ростислав, что из того, о чем пишут СМИ, вы видели своими глазами?
Когда в Луганске сбросили бомбы на администрацию, в Киеве это подавали, как будто неумелый ополченец из ПЗРК прострелил кондиционер. Я видел воронки от кассетных бомб на площади в Луганске. Воронки идут от парка и до здания Облгосадминистрации. Я видел стволы деревьев, которые посечены осколками от самых корней, т. е. даже если бы человек лег на землю шансов на выживание у него не было. Таким образом, уже тогда украинской армией было применено запрещенное оружие массового поражения. Женщина подошла и говорит: «У меня убили знакомую здесь. Она переехала в Италию, вернулась сюда на пару дней навестить дочь. И случайно погибла возле здания администрации».
|
Осколок бомбы был подобран на площади в Луганске. Фото Ростислава Антонова
|
Сейчас в городе настоящая катастрофа, кто мог, уезжает либо прячется от бомбардировок по подвалам, а раньше люди приходили на площадь и возлагали цветы, а потом смотрели телевизор (там показывают и российские, и украинские телеканалы), сличали пропаганду и то, что видели своими глазами.
Много ли добровольцев из Сибири и Новосибирска поехали на Донбасс в отряды ополчения?
Туда едут ребята со всей страны, в том числе, из Новосибирска. Сколько их – никто не считал. Их никто не организует и не контролирует – едут на удачу. Для добровольцев это зов души, желание помочь людям, помочь своему народу.
Человек добирается до границы, а потом через знакомых находит там каких-то людей, которые помогают попасть на Донбасс или присоединиться к тому или иному отряду ополчения. Как интербригады в Испании 1938 года. Участие добровольцев из России кардинально не может изменить ситуацию – подавляющее большинство ополченцев Донбасса местные жители. Я это видел, проехал всю Новороссию – и Луганск и Донецк, и все посмотрел.
Чтобы захотеть взять в руки оружие на войне, которая идет в тысячах километров от его дома, человек должен быть идейным, или туда стремятся и авантюристы, которым не хватает адреналина в мирной жизни?
Авантюрист туда не поедет. Туда можно ехать только за идею, например, идею русского братства и русской земли. Эта идея близка очень многим – воссоединение русских народов в одном государстве, это поднимает людей из домов, из Сибири.
Но они готовы там убивать за идею?
Они готовы защищать… Это их выбор, они защищают эту землю от карателей. Я общался с добровольцами с Дальнего Востока, с добровольцами из Санкт-Петербурга, Москвы и уверен, что эти люди приехали туда не совершать преступления. Они понимают, что если ситуация не разрешится там, то это будет плохо и для мирных граждан Донбасса, и для россиян.
В обычной жизни они не применяли оружие, хотя есть те, кто отслужил в армии, кто прошел сквозь ужасы войны в Афганистане и в Чечне. Добровольцы просто не воспринимают восток Украины как чужую территорию, а народ Украины как чужой народ, точно так же люди ехали в Приднестровье и в Сербию в 90-х.
Кто поставляет гуманитарную помощь из России на Юго-восток Украины?
До последнего времени никаких централизованных поставок не было, вся помощь шла от общественных организаций и простых людей. Мы обращались от общественной организации в МЧС, просили помочь с автотранспортом и самолетом, но везде было отказано. Ведомство работает только на уровне межгосударственных контактов. МЧС не может помочь некоей самопровозглашенной или никем не признанной республике. Но и противодействия со стороны государственных структур тоже нет. Нам не мешают работать, даже поддерживают морально.
|
Отправка гуманитарной помощи на Юго-Восток Украины. Фото предоставлено Ростиславом Антоновым
|
Наша гуманитарная помощь доходила до складов в Донецке и оттуда ее направляли в Славянск. Сейчас стало тяжелее – перерезана основная транспортная артерия в районе Дебальцево, где шел весь поток гуманитарной помощи. Сейчас помощь идет через Шахтерск, но это опасное направление. Одна из последних машин не доставила наш мирный груз – трое местных погибли при его доставке.
Не грозит нынешняя ситуация перерасти в войну Украины и России?
Угроза перерастания гражданской войны на Украине в международный конфликт с Россией существует. Призрак войны не видно из Новосибирска, но на российско – украинской границе это буквально разлито в воздухе. Я же проехал все пограничные пункты. В приграничном российском городке Донецк (КПП «Изварино») 21 июня мы попали под первый для нас минометный обстрел. Упал снаряд и тяжело ранил парня, который просто вышел вечером покурить на улицу… И это на территории РФ, в мирной Ростовской области, где нет войны. Мы ездили на пункт «Новошахтинск» (РФ) – «Должанское» ( Украина), где был расстрелян наш пограничный пункт и видели озадаченные лица следователей Следственного комитета. По большому счету, это акт агрессии, и Россия должна была отреагировать силовым образом. Знаю, что под обстрелом гибли наши пограничники, как обстреливали российскую оперативную группу. Это можно расценивать как военные провокации. Военные планы «Возьмем Донбасс и пойдем на Крым» официально обсуждаются в Киеве, ситуация очень серьезная.
Украинский кризис – это надолго. Будет много крови, смертей, это будет страшно. Нам нельзя допустить расползания кризиса на нашу территорию.
Нынешнее противостояние разведет народы – русских и украинцев – на бытовом уровне?
Была такая история.
Я ночевал в военном госпитале Донецка, вышел на улицу и разговорился с одним из ополченцев, которые охраняли здание. Сказал, что из Новосибирска, а он оказался из Львова. Я удивился – «Так и Львов придется освобождать?», а он : «А то як же»! Нет разделения на украинцев и русских, на сегодня украинец – это, скорее, политическое самоопределение.
На бытовом уровне, особенно на востоке страны, как был один народ, так и есть. Безусловно, есть т.н. «западенцы», олицетворяющие «галицийский проект» в рамках которого и шло формирование украинской нации все последние 23 года, правда из этого так ничего и не получилось.СПРАВКАРостислав Антонов – общественный деятель, журналист, историк. В 2013 году баллотировался на пост омбудсмена Новосибирской области. Организатор «Русских маршей» в Новосибирске, создатель и руководитель движения «Гражданский патруль», которое следит за исполнением закона о защите прав потребителей. «Гражданский патруль» ищет просроченные продукты, которые продаются на полках магазинов и супермаркетов. С 2008 года занимается правозащитной и общественной деятельностью, возглавляет правозащитный фонд «Русское общественное движение – Сибирь» («РОД-Сибирь»). Также возглавляет Новосибирский областной фонд защиты прав потребителей «Гражданский патруль». Председатель Совета регионов создаваемой Национально-демократической партии. Публицист, ведет колонки для интернет-изданий «Агентство политических новостей» и «Русский обозреватель». Закончил исторический факультет Томского государственного университета по специальности дипломат.Нет гражданского противостояния и в Донецке. Я случайно зашел в одну из библиотек в Донецке в поисках Wi-Fi, потому что все кафе позакрывали на время военных действий. Беспроводного интернета у них тоже не было, зато пригласили на чай. Собрались все 10 женщин-сотрудниц, мы говорили об Украине и России. Среди них и украинки, и русские, но никаких проблем от этого нет – люди прекрасно видят всю ситуацию и все понимают. Ну да, одна женщина была сторонницей украинской власти, она спорила, но никто на нее косо не посмотрел. Большинство людей там просто не хочет жить с нынешним Киевским правительством в одной стране.
Много беженцев из Донбасса приезжает в Новосибирск. Удается ли им нормально устраиваться? Какая у вас информация?
Беженцы испытывают большие проблемы с документами. Они не знают, как оформить свой статус в другой стране, люди дезориентированы. К сожалению, власть делает недостаточно для их социализации. Сейчас 130 человек поселили в санатории «Парус», подключают гостиницу «Центральная». Их кормят, развлекают, водят на осмотры к врачам. Но задача в другом – не посадить людей себе на шею на 3 месяца, а дать возможность им трудоустроиться.
Например, недавняя ярмарка вакансий для беженцев – люди туда пришли, а у них не оформлены документы. Зачем тогда проводить ярмарку вакансий, если не можете всех трудоустроить легально? Поэтому и результат этого мероприятия был невысок. Скоро Новосибирская область примет порядка 5 тыс. беженцев с юго-востока Украины, и при такой организации их пребывания здесь мы получим кучу проблем.
К нам едут люди с хорошим образованием, говорящие на русском языке, готовые работать и развивать наш регион. Это вопрос к властям – насколько они готовы использовать возможность заполучить бюджетников, учителей, электриков и инженеров. Мы обсуждали с Александром Николаевичем Люлько вопрос трудоустройства вынужденных переселенцев на Новосибирские заводы.
Есть масса вакансий, дайте людям общежитие и работу. Эти люди должны занять места, которые последние годы все чаще доставались гастарбайтерам из Средней Азии, которые несут с собой намного больше проблем – и в плане адаптации, и в плане культуры, и в плане языка.
Представители власти рассказывают, что в семьях беженцев женщины активно стараются устроиться на работу, а мужчины долго ничего не предпринимают, ждут возвращения домой. Не пополнят ли они нелегальные сферы экономики?
Абсолютно нет. Те, кто мог держать в руках оружие и был готов это делать – они остались в Украине. Насколько я знаю ополченцев, они все вывезли свои семьи и остались воевать за свои дома, за свое будущее. Те, кто не готов взять в руки винтовку, уехали, бежали от войны. Даже при самом негативном сценарии они не окажут влияния на криминальный рынок, он в Новосибирске уже поделен.
|
Гуманитарную помощь для Новороссии собирают общественники. Фото предоставлено Ростиславом Антоновым
|
Вы известны как активист движения «Гражданский патруль», которое проводило скандальные рейды в супермаркетах, определяя качество продуктов. От запрета на ввоз продуктов из Европы, качество товаров на полках изменится в лучшую или худшую сторону? В ходе ваших проверок, проблемы возникали у продуктов от производителей России, Европы или Китая?
Я не думаю, что Новосибирск «съедает» много продуктов из Европы. Продукты из Европы составляют верхний ценовой диапазон. Западная часть России, может быть, и заметит временный недостаток тех или иных товарных позиций, но нас это вряд ли коснется. У нас же в основном идут поставки со стран Востока и Средней Азии.
Что касается качества данных товаров, то я стараюсь китайские овощи и фрукты не покупать. Не знаю, на чем они выращиваются и чем удобряются. Не каждая российская лаборатория способна определить состав этих продуктов. Однако в большинстве случаев можно найти либо российскую продукцию, либо продукцию из других стран.
Но в целом, я бы не стал утверждать, что какие-то страны поставляют только некачественный товар, а какие-то нет. Чаще мы проверяем продукты, произведенные в России, и скоропортящиеся товары вообще.
«Гражданскому патрулю» в любом случае будет, чем заняться, однако мы не будем заниматься компанейщиной, как некоторые организации, и не собираемся искать контрабанду на полках магазинов. А будем, как и раньше, защищать права потребителей.