«Хотите помочь бездомной собаке? Не кормите ее и стерилизуйте», - уверена председатель общественного движения «Права животных» Соня Осоченко. Почему в Новосибирске домашние собаки кусают людей чаще, чем бездомные? Об индийских традициях милосердия к живым существам, о подлинной гуманности и современных методах ограничения числа бездомных животных, о жажде и поиске истины Соня рассказала в интервью «Новосибирским новостям».
- Почему в Таиланде бродячие собаки и люди толерантны друг к другу, а у нас постоянный конфликт между людьми и бродячими животными? Собак на улицах там много. И люди о них не заботятся. Там проще отношение к смерти. Если тебе дано умереть на следующий день после рождения – не вопрос! Если дано прожить собакой 10 лет на улице и питаться отходами – это твоя судьба. Никто не устраивает марши протеста, но и жестокость там противоестественна и ее заметно меньше, чем у нас, и нормой она там пока не стала. Природа регулирует все сама. Мало пищи – щенков становится меньше, приплод слабее. У нас в Сибири, несмотря на суровый климат, пищи на помойках хватает на всех: на собак, кошек и крыс. А еще люди их подкармливают. И в то же время люди собак отлавливают и уничтожают. Две разнонаправленные силы сталкиваются и природа реагирует, поголовье безнадзорных животных от этого растет. При таком непонимании процесса мы рано или поздно придем к экологической катастрофе. - Почему бездомные собаки не плодятся в Таиланде до пугающего числа? Мы, зоозащитники, пытаемся убедить людей – не кормите собак! Если хотите помочь, вместо того, чтобы выносить им отходы от вашего вчерашнего ужина, стерилизуйте собак. Проявите разумное человеческое начало. (Хотя практика показывает, что животные разумнее людей. Им удалось за миллионы лет не нагадить на планете так, как человек сумел за несколько тысяч лет.) Стерилизуйте, и они доживут спокойно и не будут плодиться. Им не нужно будет охранять территорию и драться с соседями. Меньше агрессии – меньше недовольных людей. Все просто, но люди не хотят. Проще вынести мешочек с едой и считать – я добрый! - А как в Индии справляются с избытком животных при таком уровне толерантности к ним? В Гоа общественники заключили договор с правительством при участии Всемирного общества защиты животных. В месяц они стерилизуют 200 собак, в год примерно 3 тысячи. В этот центр ветеринарам привозят и собак, и кошек, и обезьян, и коз, и коров… Штат центра 36 человек, содержится на благотворительные пожертвования из европейских стран. Отчитываются, предоставляя вырезанные органы, и правительство штата компенсирует им часть стоимости стерилизации. После стерилизации и прививок от бешенства собак выпускают, надев специальные ошейники. Показатель работы программы – там не видно молодняка. Я в одном из городов Гоа видела только одного щенка. На улицах остаются старые собаки, поголовье которых все меньше. (Хотя не исключено, что на этом фоне расплодятся кошки или крысы – рыбный штат). Индия в этом плане старается быть цивилизованной. Больше в Гоа никто не травит собак, хотя еще 4 года назад они к этому прибегали – там были несметные полчища собак. А на севере, где индуизм, там просто все контролирует природа. - У нас отношение менее цивилизованное? У нас есть подпольные рестораны для любителей. Есть пункты, где покупают собак, щенков в больших количествах. Покупают на мясо. Какая-то неизведанная криминальная область. Почему-то люди уверены, что если они сдадут бабушкам котят, заплатив 200 рублей, те их пристроят. Точнее люди не уверены, они хотят в это верить. Хотя понимают, что это не так. Эти котята и щенки дохнут по обочинам трасс, закупоренные в коробки. 9 из 10. И нет никаких просветительских программ по стерилизации. По статистике мэрии, в год у нас порядка 4 тысяч покусов людей животными. Из них 2800 – это укусы домашних собак. Собака, при которой был хозяин, на которой был ошейник. И вдвое меньше от безнадзорных собак, хозяин которых не определен. Бездомных среди них еще меньше. Но во всем виноваты бездомные собаки! А где просветительские программы, зачем брал собаку, если ее не воспитываешь? Вместо этого каждый год собаки отлавливаются и уничтожаются. Таковы витиеватости широкой русской души. В Индии такого нет. - Что в Индии с коровами и прочими животными? Банды красных обезьян носятся по Дели, воруют белье, бананы и мороженое. Бывает, что обезьяны нападают на людей. И это страшнее нападения собак. Все зависит от вожака стаи. Все как у людей: если вожак стаи агрессивный, то и вся стая агрессивная. Я читала книжку, а вожак стаи обезьян решил, что я что-то ем и прячу от него на его территории. Он налетел на меня. Стая обезьян зажала меня в углу. Смотреть в глаза им нельзя, зубы показывать или кричать – тоже. Я отбивалась от обезьян книжкой Набокова. Но подбежал местный и отогнал обезьян – оказалось, они боятся звука палки. Как говорит мой учитель: разница между людьми и животными не в том, что кто-то умнее. Разница между человеком и животным в том, что у человека есть выбор. Обезьяна всегда будет обезьяной, корова будет коровой, лев на всю жизнь останется львом. И выбора у них нет – они буду выполнять свой долг, свое предназначение без компромиссов. А у человека есть выбор быть говном или быть человеком, и большинство свой выбор сделали. А единственный долг человека – духовное развитие и созидание. Многие ли выполняют этот долг? - Популярность Индии, индийского мировоззрения растет в мире, и в России в том числе. Почему? Стая обезьян зажала меня в углу. Смотреть в глаза им нельзя, зубы показывать или кричать – тоже. Я отбивалась от обезьян книжкой Набокова Меня поражает, насколько высока конкуренция между людьми в России. При том, что у нас такие колоссальные площади и столько ресурсов. А нас всего 150 миллионов. А в Индии уживается миллиард очень разных людей. И никакой конкуренции между людьми. Стоят рикши по восемь человек на квадратный метр. Они дружат между собой, и никто не будет биться, как у нас таксисты. Духовные процессы в Индии очень живые. Ты на улице можешь почувствовать идеи равенства, братства, любви и созидания. В Индии храмы строятся неконфессиональные – храмы для всех. Храм молчания – приходишь и молчишь. Может, Гималаи на них так влияют? - Говорят, в Индии многие ночуют на улицах. Это крайняя степень нищеты или такой стиль жизни? Одну паучиху я даже назвала Синдирелла. Через неделю прихожу с практики – она своего мужа доедает. Я к ней подхожу и говорю: «Так делать не хорошо! Нужно воспитывать в себе терпение» Когда я приезжаю в Индию к своему учителю йоги, обычно живу в Ашраме – месте, где живут паломники, пилигримы. Это переводится как «дом моей души». Комната, в которой я сплю, размером с письменный стол. Там есть бетонный топчан. Это Гималаи, в горах очень холодно. Под шестью индийскими одеялами, которые ни черта не греют. Сыро. Пауки размером с блюдце. Я бегу с воплем: «У меня пауки!» Мне отвечают: «Ничего, они не кусаются». А для меня такой паук – как Чужой из фильма! Когда я оказалась там первый раз – ужаснулась. Но через неделю дисциплины и не думанья я с ними подружилась. Одну паучиху я даже назвала Синдирелла. Через неделю прихожу с практики – она своего мужа доедает. Я к ней подхожу и говорю: «Так делать не хорошо! Нужно воспитывать в себе терпение». Живое существо – ей, может, тоже участия хочется. Там в Гималаях - леопарды. Черные, как Багира. Когда наступает зима, они спускаются с гор вниз, вслед за обезьянами. И людям страшно. Но никто не говорит, что надо убивать леопардов, и леопарды ведут себя корректно (к теме собак, которые кусают) - едят только собак и коз. И у людей не возникает желания убить в ответ. Если индусы будут строить дом, они скорее построят дом вокруг дерева, чем спилят его. Сложно это понять славянскому сознанию, любящему шашлычок под водочку, свадьбу какую-нибудь разухабистую, материться побольше… Почему так выражается русская душа? А не в улыбках в метрополитене? - Что манит новосибирцев в Индию? Слабо верится, что люди едут исключительно за духовным, за воздержанием и просветлением? Какая главная ценность у людей? Не быть одиноким. Ощущение общности, соединенности. Поиск соединенности и духовности у нас здесь не реализуется. Для меня это путь йоги, и я его нашла в Индии. Жажда истины, поиска истины. Если люди не находят ее здесь – слава богу, что они ее ищут, пусть в Индии, пусть где-то еще. Все фото со страницы Сони Осоченко «ВКонтакте»
- У наших людей в душе конфликт у самих с собой: доверия нет, любви, веры нет. Церковь сдает позиции. А тайцы – буддисты. Национальный пофигизм с идеей не причинения вреда живому существу они впитывают с молоком матери. Человек не причиняет вреда собаке – та отвечает взаимностью. Ум животного очень пластичен. Это если в собаку на улице бросают камнями, собака станет агрессивной, она способна ответить. Поведение животного – это отражение поведения людей.
- Они плодятся. И собак там не уничтожают в таких количествах, как у нас. Но условия в Таиланде довольно жесткие, несмотря на тепло. Они умирают в больших количествах, чем рождаются. У нас если посмотреть за собачьими стаями – я наблюдаю за четырьмя в Октябрьском районе - из восьми щенков выживают шесть. Их никто не лечит, но у них достаточно ресурсов, пищи, чтобы выжить и расти.
- В Индии, в южных штатах, например Гоа, где сильно проникновение европейцев, действует программа «отлов-стерилизация-возврат». Такая же программа давно работает в Англии, США, Нидерландах. Законодательство развитых странах обязывает каждого гражданина быть очень ответственным, если он содержит животное. Жесткие штрафы, обязательная стерилизация не племенных животных. Система выстроена грамотно: ты не стерилизовал собаку, значит намерен плодить, значит будешь продавать, значит получать доход. Значит с тебя налог на прибыль. А стерилизовал – не платишь налог на прибыль. Все просто. Люди понимают свою выгоду.
- В Новосибирске едят собак, но это проблему никто не решает. Бомжи часто едят собак.
- Коровы там свободно ходят по улицам. Есть города, где созданы приюты для коров. Если корова старая, перестала давать молоко, ее никто не убьет. Даже если индусу самому жрать нечего. Он корову выставит на улицу, закроет дверь, помолится Кришне, а корова пойдет скитаться. Для таких животных есть приюты.
- Духовные идеалы Индии: созидание, не насилие, не стяжательство, любовь ко всем живым существам. Эта утопия существует на самом деле. Не рай на земле, но… Приезжая в Индию, я каждый раз ее нахожу. Стоит только выйти за пределы аэропорта Индиры Ганди в Дели, и я на другой планете, которая пахнет водой, мочой и специями. И люди там ярче, открытее, оптимистичнее, даже если кроме пары штанов у него ничего нет. И это счастье. В Индии не нужно быть никем. Не нужно соответствовать среде и самоутверждаться. В Индии я просто живое существо. Несчастье людей в том, что ту реальность, в которой они живут, они считают единственной. Путь от дома до метро, дальше работа и колбаса на ночь – все для них, и они боятся сделать шаг из этой реальности. В Индии же европейские ценности не действуют. И это дает ощущение свободы. В Индии состояние честности – ты как бы встречаешься сам с собой.
- Это ничего не означает. Шел человек с работы, до дома дойти не успел, закончил работать в 2 часа ночи, а на работу снова в 5. Какой смысл идти через весь Дели, когда можно уснуть здесь? Запросто можно спать, только под себя сгреби свое имущество, чтобы обезьяны не утащили. Это абсолютно безопасно. Это гораздо безопаснее, чем гулять по улицам Новосибирска в Новый год.
- За сексом, наркотиками и выпивкой правильнее ехать в любую другую точку планеты. Хотя с дешевой травой, пороками, мздоимством и с чинопоклонением у них все не хуже, чем у нас. Кто-то едет в Гоа за псевдоиндией – ее он и найдет. А у некоторых людей присутствует жажда духовного поиска, несмотря на телесный дискомфорт. Тогда идешь по пути очищения с себя всей лишней шелухи постоянно.