Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Однажды в Новосибирске: воронёный наган, письмо матери и бомба с приветом

13 августа на радио «Городская волна» (101.4 FM) прозвучал очередной выпуск «Вечернего разговора об истории Новосибирска». В гостях в студии побывал сотрудник Научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия Игорь Костылев. «Новосибирские новости» публикуют полную расшифровку программы.

Евгений Ларин
Евгений Ларин
13:29, 18 августа 2021

Взгляд назад. Исторический календарь

9 августа 1929 года основан Сибирский химический политехникум. Ныне это Химико-технологический колледж имени Менделеева — одно из старейших учебных заведений Сибири.

10 августа 1943 года состоялась церемония передачи подводной лодки «Новосибирский комсомолец» морякам Северного военно-морского флота.

10 августа 1957 года Указом Верховного Совета РСФСР Кагановический район Новосибирска переименован в Железнодорожный.

13 августа 1944 года из состава Новосибирской области выделили северные районы, которые вошли во вновь образованную Томскую область. Одновременно в Новосибирскую область включили районы, которые выделили из состава Алтайского края — Андреевский, Веселовский, Карасукский и Краснозёрский.

11 августа 1929 года начало работать Новосибирское бюро погоды.

13 августа 1960 года сдан 500-метровый автомобильный мост через Новосибирскую ГЭС и плотину.

 

Однажды в Новосибирске. Пионер важнейшего из искусств

15 августа 1908 года бывший цирковой артист и администратор Федот Фадеевич Махотин открыл первый в Сибири стационарный кинотеатр. Он обустроил его в приспособленном для этого складе на Базарной площади — сейчас это площадь Ленина. Там Махотин поставил киноаппарат, который купил в 1896 году на Всемирной Нижегородской выставке у французской фирмы «Люмьер». Он разделил деревянный барак на кассовый и зрительный залы — так в городе появился электротеатр «Синематограф Ф. Ф. Махотина».

Киноаппаратом управлял сам Махотин, а на кассе и в зале помогала его жена Мария Николаевна. На следующий день после открытия газета «Обь» отметила: «За теснотой помещения и большим стечением публики среди посетителей происходила чуть ли не давка». И в последующие дни в зал набивалось значительно больше нормы, люди добровольно уплотнялись, соглашались постоять — ни теснота, ни духота никого не смущали. Фильмы сопровождались музыкой — вальсами и польками.

Это были фильмы «Смерть Иоанна Грозного», «Воскресенье», «Дама с собачкой», «Макбет», «Мазепа», «Отелло», а также запрещённый цензурой к показу фильм о капитуляции Порт-Артура, за который Махотину пригрозили наказанием.

В 1909 году Махотин расширил арендуемый участок, а вместе с ним и сам кинотеатр. Зрительный зал был увеличен до 200 с лишним мест, появился наклонный пол, удобная нумерация мест в зале, телефон, освещение, а кроме того фойе с буфетом и отдельная пристройка под проектор. Позже Махотин установил второй проектор, чтобы показывать длинные фильмы без пауз между частями.

В первый год существования кинотеатра Махотина конкурентов у него не было. В 1910 году в городе уже работало несколько кинотеатров: «Москва», «Гигант», «Заря», «Модерн». Кино крутили в залах Железнодорожного и Коммерческого клубов, в летних театрах садов «Альгамбра» и «Сосновка».

Тем не менее, 9 января 1910 года газета «Сибирский коммерсант» писала: «Беспристрастность заставляет сказать, что интересен и хорош только один электро-синематограф Ф. Ф. Махотина. Здесь демонстрируются новые картины, здесь хороший аппарат, здесь удобное помещение».

Махотин стремился внедрить у себя все новшества российского кинопроката, и публика ему не изменяла. Он продолжал совершенствовать кинотеатр, а потом стал снимать и собственные картины. Первую из них — «Виды Ново-Николаевска» — Махотин показал публике 1 февраля 1913 года. Это был огромный успех. С 1914 года киновыпуски Махотина стали регулярной хроникой — первой в истории нашего города.

 

Было — не было. Поэт, комсомолец, фронтовик

Гость в студии «Городской волны» — сотрудник Научно-производственного центра по сохранению историко-культурного наследия Игорь Костылев.

Евгений Ларин: 10 августа, а по другим сведениям это произошло 11 августа 1943 года, погиб в бою под Смоленском Борис Богатков. Новосибирский поэт, комсомолец, фронтовик, герой Великой Отечественной войны. Кавалер Ордена Отечественной войны первой степени — посмертно.

Казалось бы, всё понятно. В Новосибирске имя Богаткова носит одна из крупнейших улиц Октябрьского района, его именем названа школа №3, в которой он учился, и районная библиотека. На пересечении улиц Бориса Богаткова и Кирова поэту-фронтовику установлен памятник.

Но! Несколько лет назад, когда я делал на радио коротенькую передачу, посвящённую именам улиц в Новосибирске, я, коротко опросив с десяток прохожих на улице Бориса Богаткова, выяснил, что горожанам, которые спешат по своим делам, известно о Борисе Богаткове совсем немного, если вообще что-то известно. «Революционер... писатель ... грудью закрыл амбразуру...» Люди сильно путались в показаниях либо вообще затруднялись ответить. Не думаю, что с тех пор многое изменилось.

Даже во вполне официальных источниках в биографии Бориса Богаткова много разночтений. Сам момент его гибели со временем превратился в поэтическую легенду, хотя, казалось бы, какая поэзия может быть в гибели на фронте. Мы об этом сегодня расскажем, но давайте начнём по порядку.

Источники уверенно называют Бориса Богаткова новосибирцем, его имя уверенно связывают именно с нашим городом. Но ведь родился он не в Новосибирске! Что нам известно о месте его рождения и о его семье?

Игорь Костылев: Известно, что родился он в городе Ачинске Красноярского края в семье политработника и учительницы математики. Судя по документам, которые есть в свободном доступе, можно также сказать, что отец Бориса Богаткова был на несколько лет младше его матери. Есть небольшое расхождение в дате рождения Бориса.

В одних источниках упоминается 2 октября, в других — 3 октября 1922 года. Казалось бы, всего лишь сутки разницы, стоит ли по этому поводу переживать? Но сам по себе вопрос интересный: почему так? Скорее всего, это связано с тем, что, возможно, он родился ночью, во время перехода суток. Либо просто записали тем числом, которым было удобно, или когда появилось время.

DSCF9405_tn.JPG
Игорь Костылев. Фото: Александр Голиков

Евгений Ларин: В школе №3, о которой мы сегодня ещё несколько слов скажем, есть музей Бориса Богаткова. На сайте музея выложено фото документа — записи акта о рождении. Там дата — 3 октября.

Игорь Костылев: Да, поскольку есть такой документ, то мы можем, пожалуй, считать, что дата рождения Бориса Андреевича Богаткова — именно 3 октября.

Евгений Ларин: А в качестве места рождения приведён не Ачинск, а Балахта Балахтинского района Красноярского края.

Игорь Костылев: Здесь разночтения, скорее всего, связаны с тем, что в скором времени отца Бориса отправили по партийной линии как раз в Ачинск. Вообще не единожды упоминается, что отец был человеком чрезвычайно занятым, что он постоянно был в разъездах, и был, очевидно, преданным партийцем и очень идейным человеком. И эту идейность он передал своему сыну.

Одно из первых стихотворений Бориса Богаткова описывает зависть по отношению к отцу. Там он пишет, что «наган тяжёлый воронёный партия доверила ему». В этом стихотворении Богатков описывает историю, которую, очевидно, отец пересказывал ему неоднократно, где они по полю гоняли каких-то бандитов. Скорее всего, речь идёт о белогвардейцах, а может быть, действительно, о криминальном элементе.

Судя по всему, отцу приходилось ездить, куда его посылала партия. В источниках местом рождения Бориса Богаткова чаще всего называют Ачинск. Но с тем же успехом можно говорить, что он новосибирец. Определённый промежуток времени он жил в Новосибирске, причём дважды.

Евгений Ларин: Надо так понимать, что наш город в его жизни появляется довольно рано, потому что в школу он пошёл уже в Новосибирске?

Игорь Костылев: Очевидно, что 1-2-й классы он заканчивал не в Новосибирске, поскольку есть упоминания, что в Новосибирск он переехал в 1931 году. Нигде не упоминается, что именно случилось, но его мать заболела и скоропостижно скончалась. Часто приводится отрывок из письма, которое она написала ему, будучи смертельно больной. Там она проявляет по отношению к сыну заботу и любовь и пишет, что они никогда больше не увидятся.

Евгений Ларин: Я позволю себе прочитать этот отрывок, я выписал его с сайта музея Богаткова. Это очень трогательная записка:

«Милый мой мальчик, золотой мой Бориска, мы уже никогда не увидимся, прощай, воробышек мой. Я хочу, чтобы ты не плакал, никогда в жизни. Будь хорошим комсомольцем, мой Боря. Будь хорошим человеком, родной мой соколик».

Очевидно, что она чувствовала или понимала, что скоро умрёт.

Игорь Костылев: Да, если она с такой уверенностью об этом пишет, видимо, уже был поставлен какой-то диагноз. А отец, ввиду своей загруженности, видимо, действительно не мог уделить сыну достаточно внимания.

Евгений Ларин: То есть возить его с собой никакой возможности не представлялось?

Игорь Костылев: Скорее всего, да. Неспроста Борис упоминает тот самый наган. Видимо, работа отца заключалась далеко не в том, чтобы сидеть в кабинете. Скорее всего, она была связана с частыми разъездами по отдалённым местам, где этот наган вполне мог пригодиться.

Поэтому Борис Богатков переезжает в Новосибирск к своей тёте, которую он ласково называл тётей Танечкой. Она тоже была учительницей, и в Новосибирске Борис поступает в школу.

Евгений Ларин: Судя по всему, в школу, в которой она и работала.

Игорь Костылев: Да, видимо, это так и было. Это было бы вполне объяснимо. Хотя здесь тоже есть некоторые несовпадения. В одних источниках упоминается, что жили они на улице Октябрьской, в доме №3.

Евгений Ларин: То есть в соседнем доме со школой, которая и сейчас находится на ул. Октябрьской, 5!

Игорь Костылев: Получается, что так, хотя дом №3 на современной улице Октябрьской — это совершенно другое здание. Построено оно было позднее, и оно не является жилым. По другой версии — и об этом доме упоминают, когда говорят о возвращении Богаткова с фронта — они жили на улице Ленской недалеко от железнодорожного вокзала. Но нынешняя улица Ленская — меньше, чем она была в первой половине 20 века. Искать, где на ней жила тётя Танечка, скорее всего, не представляется возможным.

Сама школа, в которой учился Борис Богатков, тоже довольно интересна. Это школы №3 имени Бориса Богаткова на Октябрьской, 5. Это одна из так называемых крячковских школ. Точнее, это было женское двухклассное городское реальное училище. Во всяком случае, в справочнике по городу Ново-Николаевску Литвинова — это довольно известный документ — это училище упоминается именно как женское.

Вообще улица Октябрьская, точнее, Болдыревская, как она называлась в тот момент, когда там появилась эта школа, была фактически в образовательном кластере. Здесь было реальное училище, а чуть дальше — церковно-приходская школа при церкви Покрова Пресвятой Богородицы. Это старейшая деревянная церковь в городе.

Евгений Ларин: А она имеет отношение к приюту благотворительного общества «Ясли»?

Игорь Костылев: Да. При этой церкви, фактически на том месте, где сейчас медицинский колледж, располагалось общество «Ясли». Оно действовало в тесной связи с церковью. А ещё через квартал располагалась первая ново-николаевская женская гимназия Павлы Смирновой. Место очень «образовательное».

Хотя когда Борис Богатков переехал в Новосибирск, гимназии уже не было. Она закрылась, если мне не изменяет память, в 1922 году. Здание уже относилось к территории молочного завода.

DSCF9326_tn.JPG
Евгений Ларин. Фото: Александр Голиков

Евгений Ларин: В источниках, которые оказались мне доступны, вспоминают о голубоглазом Бориске как об очень общительном, немного застенчивом мальчике. Пишут и о том, что он очень рано проявил любовь к литературе, и он очень рано начал писать стихи.

Игорь Костылев: Обычно говорят, что примерно с десятилетнего возраста. Именно в десятилетнем возрасте у него произошла жизненная трагедия — смерть матери. Можно предположить, что именно эта трагедия и подтолкнула его на путь поэта. Это один из немногих способов выразить ребёнку свои чувства.

Пишут, что Борис, действительно, был человеком очень общительным. И с возрастом он стал ещё и принципиальным человеком. На компромиссы с совестью он идти никогда не хотел и не шёл. Если он видел, что кто-то хулиганит, то он не молчал.

Евгений Ларин: Как завешала ему мама в своей записке, он рос настоящим комсомольцем!

Игорь Костылев: Образ Бориса Богаткова, оставшийся в воспоминаниях, — это образ того самого строителя коммунизма, у которого очень высокие моральные нормы, есть стержень. Пишут, что этот человек мечтал о чём-то возвышенном: быть поэтом, как Маяковский.

Евгений Ларин: Он, вроде, сначала и писал в подражание Маяковскому?

Игорь Костылев: Да, если почитать ранее творчество Богаткова — хотя сохранилось не так уж и много — в единственной книге одно из первых стихотворений, действительно, сильно похоже на Маяковского по методу стихосложения.

Маяковский был поэтом известным и достаточно популярным, неудивительно, что молодого Бориску могла привлекать его личность — огненная, также не идущая на компромиссы.

Евгений Ларин: Школу Богатков оканчивает в Новосибирске?

Игорь Костылев: Это тоже хороший вопрос. По некоторым данным, он оканчивает школу и в 1940 году уезжает целенаправленно в Москву поступать в литературный институт. А по другим данным — и этой версии придерживается сайт музея Богаткова при школе — он в 1937 году переезжает в Подмосковье к одной из своих родственниц.

Может быть, это связано с тем, что его отец стал относительно «кабинетным» работником, и появилась возможность немного побыть с семьёй. По этой версии, с 1937-го по 1939 год он учился в Подмосковье. Есть упоминания, что после этого он поступает в какой-то автотранспортный техникум.

Евгений Ларин: Да, в автодорожный техникум, а потом в вечернюю школу. По другим сведениям, он работал проходчиком-метростроевцем и учился на вечернем отделении литературного института.

Игорь Костылев: Учитывая тягу Бориса к поэзии, мне более логичным вариантом видится то, что он оканчивает школу в Новосибирске и едет в Москву в литературный институт. А работать в метрострое он стал, чтобы быть независимым, поскольку жить и учиться в Москве...

Евгений Ларин: ...наверное, всегда было дорого!

Игорь Костылев: И, видимо, он не хотел стеснять своих родственников. Возможно, это связано ещё с тем, что он не хотел, чтобы о нём думали, как о каком-то мажоре. Всё-таки отец — партийный деятель. Да и сами партийные деятели первого времени были не из тех, кто устраивал куда-то своих детей. Многие, действительно, были идейными.

Можно долго рассуждать. Но, действительно, в литературный институт он поступил. А незадолго до поступления он получает свою первую, относительно небольшую известность.

Евгений Ларин: Как складывалась его литературная карьера в плане успешности, публикаций, гонораров, литературных вечеров, автографов?

Игорь Костылев: Что касается гонораров, то об этом сведений нет. Известно, что уже в школе у него был если не фан-клуб, то и учителя, и сверстники понимали, что у человека есть талант. В 1938 или в 1939 году его стихотворение — «Дума о красном флаге» — печатается в «Ачинской газете». Уже по названию становится понятно, о чём это произведение, и в каком ключе Богатков формировался.

Он получил локальную известность. Конечно, не по всей Сибири, но тем не менее он начинает печататься. Абы кого обычно не берут в крупные сборники. Логично, что в дальнейшем он идёт в литературный институт и продолжает своё развитие. Доказательством его таланта может служить тот факт — об этом есть упоминания, — что писатель Алексей Толстой сделал его своим личным стипендиатом после того, как познакомился с его работой.

Евгений Ларин: То есть Толстой лично из своего кармана платил ему какие-то деньги?

Игорь Костылев: Да. Была же, например, Сталинская стипендия. Сейчас есть большие стипендии, различные фонды. И вот, поскольку Алексей Толстой был, очевидно, человек небедный, он решил таким образом помочь Богаткову деньгами. Конечно, это не были какие-то сверхъестественные деньги, на жизнь хватало. Но, видимо, хватало всё же не настолько, чтобы заниматься только поэзией. Богатков не бросал работу в метропроходческом забое, работал и учился непосредственно до начала Великой Отечественной войны.

Евгений Ларин: Война застала его в Москве или, по крайней мере, в Московской области, где он жил у родственницы. Насколько я понимаю, он сразу или почти сразу рванул на фронт.

Игорь Костылев: Здесь обычно разночтений нет. Во всех источниках, которые что-то упоминают о Богаткове, пишут, что он пошёл добровольцем. А дальше сведения несколько расходятся.

DSCF9358_cr_tn.JPG
Игорь Костылев и Евгений Ларин. Фото: Александр Голиков

Евгений Ларин: В пехоту или в авиацию?

Игорь Костылев: Даже не в авиацию, а именно в авиационные техники. Что, кстати, в некотором роде роднит его с Александром Покрышкиным, который не с первого раза стал пилотом. Он тоже был авиационным техником. Причём по окончании учебного заведения Покрышкин считал, что любой пилот должен хоть немного уметь починить свой самолёт. В биографии Богаткова это серьёзное разночтение: с одной стороны — пехота как массовая сила, а с другой стороны технически сложная работа по починке самолётов.

Евгений Ларин: Мне кажется странным вот что. Уже идёт война, а он приходит в лётное училище. И его зачисляют курсантом авиационных техников. Это предполагает отправку не на фронт, а на подготовку. Мне казалось, что тогда уже должны были всех массово отправлять на фронт. Без разговоров. Вот если ты уже лётчик, то пожалуйста!

Игорь Костылев: Этот вопрос мы обычно представляем не совсем верно. Так, чтобы человека сегодня призвали, а завтра он на фронте, такого, естественно, не было. Был курс молодого бойца — два-три месяца, но, тем не менее, человека просто так в мясорубку никто бросить не мог.

Первые боевые столкновения были с уже имеющимися, готовыми к военным действиям частями. Богатков, действительно, некоторое время был курсантом. Да и вообще, если познакомиться с воспоминаниями людей, прошедших через фронт, то там обязательно будет хоть какое-то упоминание об учебной части.

После окончания «учебки», Богатков должен был попасть на фронт. Но тут с ним происходит первая история из разряда поэтических — видимо, другого с поэтами происходить не может. Его эшелон попал под бомбёжку, и он, спасая раненого товарища, сам был контужен.

Евгений Ларин: То есть в первый раз он даже до фронта не доехал?

Игорь Костылев: Да, получается, что даже до фронта добраться он не смог. К этой истории есть дополнение.

В некоторых источниках упоминается, что рядом с местом, где он прятался с раненым товарищем, упала бомба. И не взорвалась. Потом якобы внутри этой бомбы нашли листок с запиской, где было написано что-то вроде: «Товарищи, помогаем как можем. Рабочие Чехословакии».

Евгений Ларин: Сбросили бомбу без запала?

Игорь Костылев: Да. Вредили в тылу гитлеровской армии как могли. В научной литературе по тематике военно-исторической антропологии писали, что на первых этапах войны у советского воина было представление о типичном немецком солдате, что это такой же рабочий, его капиталисты заставили идти стрелять. Поэтому, если его взять в плен, то он тут же скажет: «Рот-фронт!»

Евгений Ларин: Поставить его к станку, он начнёт работать.

Игорь Костылев: Да, он совершенно не хочет воевать.

Евгений Ларин: И контуженный Богатков возвращается в Новосибирск?

Игорь Костылев: Да, он возвращается в Новосибирск. В Новосибирске он продолжает писать. Но самое главное, что он делает — он лечится. Будучи контуженным, он мог лишиться слуха, была такая угроза.

Евгений Ларин: Контузия — это ведь общее повреждение организма, последствия которого могут быть какими угодно, верно?

Игорь Костылев: Да, это серьёзнейшее сотрясение. Можно лишиться слуха, может быть тремор, заикание. Действительно, всё, что угодно. Богаткову сказали, что он может оглохнуть. Поэтому его демобилизовали. Есть упоминания, что он ходил в школу снайперов, а своей тёте Танечке он говорил, что ходит на какие-то процедуры. Он продолжал писать, официально работая в «Окнах РОСТА».

Евгений Ларин: РОСТА — это будущий ТАСС?

Игорь Костылев: Да, это оно. Но тогда всё было гораздо проще. Это были карикатуры. Богатков сочинял поэтические строки. Карикатура — это чаще всего продукт работы поэта и художника. Параллельно с этим он ещё участвует в передаче «Огонь по врагу».

Евгений Ларин: Это знаменитая радиопередача с нашим гармонистом Маланиным?

Игорь Костылев: Да, это уникальный человек, слепой от рождения, который, тем не менее, освоил инструмент. Борис Богатков присылал на передачу свои стихотворения под псевдонимом Ферапонт Меткий. Также он участвовал в поэтическом кружке, в котором по большей части участвовали поэты-фронтовики. Они так же, как Богатков, вернулись с фронта по различным причинам.

Наиболее известен из этого сообщества поэт Николай Мейсак, которого ещё называли сибирским Мересьевым. Он тоже лишился обеих ног, научился ходить на протезах. Он не сдался, окончил педагогический институт. Сохранение памяти о Богаткове — это, во многом, заслуга Мейсака. Статья о Богаткове в единственной книге — это, по большей части, его статья.

Евгений Ларин: На сайте школьного музея я прочитал ещё одну легенду, которая связана с этим периодом. Дело было так.

Находясь на лечении в Новосибирске, Богатков гулял по городу, где-то сидел, писал в тетради и услышал, как солдаты, которые шли строем, пели песню на его стихи. Не зная, конечно, что их слушает автор. Какая же популярность должна была быть уже у этих стихов, что они стали строевой песней! Не знаю, верить этому или нет.

Игорь Костылев: Думаю, что оснований не верить нет. Тем более что через некоторое время это повторилось, когда Богатков добился своего и был снова призван на фронт, на этот раз в 22-ую Сибирскую гвардейскую добровольческую дивизию.

Евгений Ларин: Ему разрешили, он вылечился?

Игорь Костылев: Хороший вопрос! По крайней мере известно, что он приложил для этого все усилия. Он писал письма в военкомат о том, что он способен, что он готов, пытался действительно вылечиться. Делал ли он какие-то упражнения или принимал лекарства — но он показал призывной комиссии в военкомате, что способен пойти на фронт.

Может быть, сыграло свою роль и то, что он уже обладал хоть и небольшой известностью, но всё же известностью поэта. Какой пример для подражания! Человек после серьёзной контузии, который может остаться за линией фронта, опять пишет заявление взять его на фронт добровольцем. Он пишет стихи, которые подбадривают людей.

Так что, вполне возможно, могли немного закрыть глаза на физические недостатки ради того, чтобы показать моральный момент: насколько человек серьёзно настроен!

DSCF9448_tn.JPG
Игорь Костылев. Фото: Александр Голиков

Евгений Ларин: И он становится в звании гвардии сержанта командиром взвода автоматчиков. Мы подходим к моменту, с которого начали: к моменту гибели Бориса Богаткова. Когда и где это произошло? 10 или 11 августа? Возможно, это был затяжной бой?

Игорь Костылев: Может быть так. Можно ещё сделать такое предположение. Бой был 10 августа. Бой заканчивается, подразделение возвращается для доклада, 11 августа становится известно, что Гнездиловские высоты с немецкими укреплениями взяты. В какой-то момент нужно было решить, какими числом считать это событие свершившимся. По-прежнему это остаётся под вопросом.

Прочитать мы можем следующее. Перед подразделением, в которое входил и взвод Богаткова, стояла задача — взять немецкие укрепления. Несколько рядов колючей проволоки, дзоты, пулемёты, автоматы. Несколько попыток пойти в наступление провалились из-за плотного автоматного огня. Тогда Богатков своим говорит: «Запевай!» Сам встаёт первым и начинает петь песню на свои стихи, которая была «гимном» дивизии. Там есть такие строчки:

«Всё, гвардеец, в боях изведай: Холод, голод, смертельный риск — И героем вернись с победой В славный город Новосибирск».

Сначала встаёт взвод Богаткова, дальше все эту песню подхватывают и идут с ней в атаку. Причём в некоторых источниках утверждается, что, якобы, на минуту немцы опешили, и огонь прекратился. Но этой минуты хватило, чтобы всей массой вести огонь на подавление и ворваться в немецкие укрепления, где какой-то из недобитых немецких автоматчиков дал очередь Богаткову в спину. На этом его боевой и жизненный путь был закончен.

Евгений Ларин: Я, может быть, сейчас буду цинично рассуждать. Но всё это выглядит так, как будто сначала написали сценарий к фильму, а потом нашли героя, которого в этот сценарий вставили. Слишком уж это кинематографично. Мне сложно представить, что солдаты уже из последних сил идут в атаку с песней, а не с русским крепким словом.

Игорь Костылев: Мы, естественно, там не были. Как оно было на самом деле, мы можем только представлять. Есть такое понятие — героический образ. Борис Богатков — это именно героический образ. Таких героических образов во время Великой Отечественной войны было довольно много.

Самый известный из них — это, наверное, Александр Матросов, которой грудью закрыл амбразуру. Возникает вопрос: если это пулемётная амбразура, то как человеческое тело может остановить хотя бы одну пулю? Было предположение, что он не амбразуру закрыл, а сверху на пулемёт упал и просто не давал стрелять. Действительно, такие случаи бывали в реальности, когда кто-то поднимал подразделение в атаку, брал на себя командование.

То, что Богатков, действительно, был способен повести за собой подразделение, подтверждается хотя тем фактом, что он был назначен командиром. Пели ли они песню, или это придумали позже для того, чтобы лишний раз подчеркнуть удаль и героизм Богаткова — доподлинно неизвестно. Хоть Борис Богатков и не Герой Советского Союза.

Евгений Ларин: Что странно. Наверное, для полноты картины можно было и Героя дать.

Игорь Костылев: Если взглянуть на это с рациональной точки зрения, то там было конкретно расписано, что должен сделать человек, чтобы получить звезду Героя Советского Союза — вплоть до того, сколько раненых должна вынести медицинская сестра с поля боя, чтобы получить такую награду.

Так что была ли песня в бою, не было ли её... Но если 100 человек идёт и что-то поёт — это оказывает мощный психологический эффект на противоположную сторону. А если это слаженная и громкая песня — это второе оружие!

Борис, ещё будучи демобилизованным по ранению, судя по воспоминаниям, кому-то из друзей рассказывал, в чём задача поэта, когда можно считать, что он её выполнил. Когда прочитав его стихи, рабочий вдохновился и выпустил сверх нормы ещё какое-то количество снарядов, которыми потом будут бить врага. Так поэт вносит свою лепту в эти снаряды.

Евгений Ларин: Так или иначе, героический образ был создан. Он работает и по сей день. Он был нужен хотя бы для того, чтобы был создан в школе музей, в который приводили бы школьников и рассказывали им эту историю. Кстати, Борису Богаткову ведь тоже были посвящены стихи.

Игорь Костылев: Поэтесса Елизавета Стюарт спустя примерно 10 лет после смерти Богаткова посвятила ему стихи. Известно, что они общались. А по поводу героического образа, который до сих пор используется, то, помимо музея, ещё существует Вахта памяти, посвящённая Борису Богаткову. Она проходит с 1977 года — с того момента, когда был поставлен памятник Борису Богаткову. Который, на самом деле, не памятник Борису Богаткову.

Есть такое мнение, что на самом деле это памятник тому поколению. Хотя изображен там, конечно, Богатков, но представлен он как часть поколения, которое на 90% не вернулось с полей сражений. Это люди 1921-23 годов рождения. Они были самыми первыми, молодыми — в том возрасте, когда нужно себя проявить, показать, когда нельзя прятаться за спинами.

Тем более что вся идеология и общественная риторика была направлена на то, что они должны строить, а если придётся — воевать, защищать. И Богатков — один из ярчайших представителей этого поколения. Он хороший человек, хороший профессионал, признанный сообществом, если говорить о нём, как о профессиональном поэте, и с правильным происхождением. Память о Борисе Богаткове поддерживается не только в Новосибирске.

В Ачинске есть пешеходный проспект Бориса Богаткова, получивший такое имя, кстати, относительно недавно. В Омске есть памятник — бюст Богаткова. В Новосибирске есть улица Бориса Богаткова, бывшая Локтевская, на которой располагается памятник. Это одна из самых больших улиц не только Октябрьского района, но и всего Новосибирска. Последние несколько лет Вахта памяти проходит в здании Университета связи, часть корпусов которого выходят на улицу Бориса Богаткова.

Главные новости вашего города — подписывайтесь на нашу группу Вконтакте.

Что происходит

Показать ещё