Собирательный образ, или национальный характер любого народа, жителя той или иной местности или представителя социальной группы, видится в большой степени представлением мифологизированным. Но уж коль скоро нам часто приходится слышать такие устоявшиеся словосочетания, как «настоящая женщина», «типичный американец», «так делают только русские» или «сибирский характер», то давайте попробуем разобраться, кто и какой он — истинный новосибирец?
Новосибирцы заслуживают того, чтобы всё, сделанное там, было занесено полностью в отдельную «Хронику»
П. Ф. Беликов, биограф Рерихов.
Если русская душа — загадка для иностранца, рискну заявить, что душа новосибирца — это загадка для всего остального населения нашей страны. Прибывшему к нам из Рязани, Перми, Вологды, Твери или Нижнего Новгорода даже на длительное время порой нелегко разобраться, что это за фрукт перед ним — человек, именующий себя не иначе как жителем столицы Сибири. Но чтобы понять новосибирца, нужно стать им, ибо, как сказал классик марксизма, бытие определяет сознание. И с этим трудно поспорить.
Эти обстоятельства сделали новосибирца целеустремлённым и амбициозным (в западном смысле этого слова) борцом, что постоянно стремится занять первое место и непрестанно удивляет жителей других регионов, которым кажется, что они уже всё доказали, — дескать, кто это там подаёт голос из таёжной глубинки?
В новосибирце заложен дух соперничества. При случае он с удовольствием поспорит о том, какой город должен зваться сибирской столицей, и с красноярцем, и с тюменцем, и с тоболяком, и с омичём. «Колчаковскому» Омску новосибирцы, по всей вероятности, до сих пор не могут простить его имперских замашек. В каком ещё сибирском городе есть метрополитен, транспорт, названный словом, означающим «столичный»? Правильно. Ни в каком. Хотя чаще всего новосибирец на этот счёт снисходительно промолчит, потому что и так же всё понятно.
В Новосибирске очень много вещей — зданий и сооружений, предметов и явлений, людей, к которым без всяких преувеличений применимы слова «самый», «первый» «единственный». Местные краеведы не без помощи учёных и промышленников, врачей и учителей, а также деятелей культуры, записывают всевозможные достижения в новосибирскую книгу рекордов.
Наш город — самое крупное в стране, как принято говорить с высоких трибун, муниципальное образование: Москва и Санкт-Петербург не в счёт, они — субъекты федерации. И поскольку Новосибирск по численности после них третий, то значит как город (см. выше) — первый! Типичный житель сибирской столицы продолжает считать часовню на Красном проспекте географическим центром российской державы, хотя и знает, что это давно не так.
Новосибирец — житель мегаполиса со всем присущим ему столичным лоском, но без чванства. Может показаться, что с лёгким налётом снобизма, но это только на первый взгляд, ведь наш человек действительно выкован из особого материала. В нём кровь не только каторжан, вольных крестьян и вольных же разбойников, но и декабристов, ссыльных революционеров, эвакуированных интеллигентов, учёных и людей искусства.
Новосибирца можно вычислить, если он откроет рот, но только если при этом он будет находиться в европейской части России: никакого «оканья», «аканья», «яканья» и растягивания гласных. Чистая разговорная литературная речь, за исключением характерных для Сибири в целом «чё» и «чево» и специфических словечек вроде пресловутой «мультифоры» (вместо «файлика») и «вехотки» (вместо «мочалки»). Новосибирский русский язык выкристаллизовался в результате смешения всевозможных говоров «понаехавших» в разное время из самых разных уголков страны.
Молодой уроженец сибирской столицы гордится молодостью своего города и его буйным нравом. Рождённый матушкой Транссибирской магистралью и батюшкой железнодорожным мостом посёлок при станции, он всего лишь за один век, вскормленный всеми бедами и победами столетия, окреп и возмужал до могучего богатыря. Оставшись при этом для своих старших сибирских братьев этаким вымахавшим не по годам детиной, который вырастает из любых штанов до того, как они протрутся.
Сравнение Новосибирска со стремительно несущимся паровозом давно стало общим местом. Даже в самом здании железнодорожного вокзала усматривается этот образ. Однако пуповина города с Транссибом так и осталась не перерезанной, и его сердце — вокзал «Новосибирск-Главный» — по сей день питает железнодорожные артерии, несущие составы со всех концов света. А вместе с ними людей — кого-то на родину, кого-то на транзитный плацдарм.
Но и самого новосибирца также можно сравнить с тем же паровозом. Прибывший невесть откуда локомотив, окрашенный в стандартные цвета РЖД, он везде мог бы сойти за своего. Если бы только не эта заготовка, которая постоянно вертится у него на языке: «А вот у нас в Новосибе...»
Впрочем, человек из сибирской столицы готов искренне восхищаться красотами, чудесами и диковинками любого города мира. Но с особым воодушевлением он будет делать это, глядя на индустриальный пейзаж своего родного промышленного гиганта, или прогуливаясь по улице Золотодолинской тёплой осенью, или снимая в своей дачной теплице урожай помидоров.
Обское водохранилище новосибирец назовёт непременно с ударением на последний слог в слове «обское» — вопреки или назло акцентологическому словарю. О множестве тайн и загадок, включая затопленный старый Бердск и несколько деревень, которые хранит на своём дне славное местное море, наш земляк с гордостью расскажет тем, кто вздумает упрекать Новосибирск в отсутствии исторического прошлого.
А ещё о том, что поселения на обоих берегах Оби на месте будущего города появились в незапамятные времена. Свидетельство тому не только старинные сёла левобережья, основанные в конце 17 века не то казаками, не то разбойниками, первый из которых разлихой Федор Креницин, прозванный Кривощёком из-за шрама от сабельного удара на лице. А на правом берегу, где на Каменке стояли кочевники татарского и телеутского роду-племени, русский посёлок Гусевка возник за 20 лет до начала строительства моста. Но и вообще о том, что жизнь на наших берегах кипела ещё со времён палеолита, говорят многочисленные археологические находки — доказательства стоянок древнего человека. Так что, как говорят в Новосибирске, не надо ля-ля.
И боже упаси иногороднему начать в присутствии новосибирца ругать его город — этого он не позволит никому. Исключение сделает только для себя. А разгневанному новосибирцу лучше не попадаться: под горячую руку достанется всем — дворникам и сантехникам, коммунальщикам и рекламщикам, торговцам, полицейским и чиновникам.
Впрочем, долго размахивать руками и разглагольствовать на кухне наш человек не станет, он быстро перейдёт от слов к делу. О его высокой политической активности, особенно протестной, и умении не просто настойчиво протестовать с язвительными до жестокости плакатами в руках, но и добиваться своего, расскажет хоть постовой на площади Ленина, хоть политолог федерального уровня.
Новосибирец радушно примет гостя (мы, как и коренное население этих мест, сибирские татары — гостеприимные, нежадные и мягкие), в баньке попарит, накормит, напоит и при необходимости спать уложит. Но вот в святая святых, скорее всего, не пустит. Держать ухо востро с чужими — это качество, которое досталось нам, вероятно, отчасти от купечества, развернувшего здесь кипучую деятельность в начале прошлого века, отчасти от эвакуированных в Великую Отечественную войну ленинградцев-блокадников.
Но вообще, например, новосибирцы, перебравшиеся в Питер, отмечают большую открытость нашего брата по сравнению с коренным населением берегов Невы. Хотя, впрочем, они же допускают, что, возможно, это общая черта человека, готового с лёгкостью сорваться с места. А таким, безусловно, является новосибирец. Неудержимому в своих порывах ему часто трудно бывает усидеть на месте.
Так, студентом, он для начала учёбы может выбрать Томский госуниверситет, получить диплом уже в НГУ, а потом, некоторое время поработав в Анадыре, отправиться в Москву, чтобы занять достойное кресло в офисе одной из крупнейших национальных компаний. Но при этом сдать за копейки знакомым квартиру, чтобы была под присмотром. Потому что дом — здесь.
А может, встретив в родном городе невесту с берегов Енисея, бросив всё, отправиться вслед за своей судьбой в Красноярск. Но на каждый Новый год с женой и детьми приезжать в Новосибирск. Потому что дом — здесь.
Каждый новосибирец — гений места. А точнее — все мы вместе. Допустим, стать новосибирцем можно, просто приехав в наш город, хоть на это и потребуется некоторое время. Но вот перестать им быть потом уже нельзя. В какую бы губернию ни занесла тебя судьба, и на какой бы земле ни высекли в граните твоё имя.
Материал впервые был опубликован на сайте «Новосибирские новости» 16 января 2018 года.
#История #Имидж #Выбор редакции #Город в лицах #Общественность #Культурный город