Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

«Мифосибирск»: памятники, которые исчезли

10:25, 16 октября 2012

«По последним подсчетам в Новосибирске около 2,5 сотен памятников. А сколько их исчезло!» - утверждает писатель Игорь Маранин. Воющий памятник Толстому, безносый Пушкин, пропавший Маяковский, Ленин и Сталин на лавочке в Горках, рабочий-молотобоец на месте часовни Святителя Николая. Следы невезучих монументов способен отыскать только очень дотошный исследователь в городских летописях, скрытых в архивах библиотек. И куда исчезли сразу несколько самолетов-памятников и даже памятник инопланетному «Пепелацу»? А ведь все они украшали улицы и парки нашего города. «Новосибирские новости» публикуют очередную главу из бестселлера «Мифосибирск».

media122155.jpgИгорь Маранин. Писатель, историк. Родился 1 июня 1964г.
В «бумажном» виде изданы его книги «Монетка на ребре» (2008), «Колдуны» (2008), «Время онлайн»(2009), «Мифосибирск» ( 2011). Виртуальная жизнь писателя протекает в его блоге. В «Мифосибирске» писателю удалось создать захватывающее переплетение из небесспорных фактов, легенд и мифов о нашем городе. А жесточайшая конкуренция книжного рынка делает особенно почетным успех книги, написанной местным автором и выпущенной новосибирским издательством «Свиньин и сыновья».

Город без памятников словно напечатан на газетной бумаге – тонкой и серой. Можно бродить по его улочкам-строчкам, петляя между буквами-домами и заглядываясь на здания-заголовки, но так и не прочитать ни одной фразы о Прошлом. Каменные изваяния бывших правителей и скром­ные фигурки парковых метателей молота, маленькие бюс­ты героев в Сквере Давно Забытой Революции и огромные железобетонные динозавры в городском зоопарке. Все они необходимы. Потому что город без памятников рвется на мелкие-мелкие клочья.

Памятники – стражи, они охраняют наше Прошлое. Ведь если прошлое плохо лежит, его обязательно кто-ни­будь да утащит. А взамен подсунет другое – серое, неказис­тое и изрядно испачканное.

Исчезнувшие

Времена, когда в Новосибирске сносили памятни­ки, кажется, прошли. Но были, они были… В 1913 году на пожертвования верующих построили в Ново-Николаевске часовню Святителя Николая. Согласно распространенной легенде, часовня эта стояла точно в географическом цент­ре Российской империи с учётом давно отпавших Польши и Финляндии и была заложена 20 июля 1914 года и строилась в память 300-летия династии Рома­новых на народные пожертвования, которые собирало благотворительное общество «Ясли».

4.jpg
Часовня. Вид из здания Промбанка (Красный проспект, 34). Фотография 1927-1929 гг.
Фото с сайта oldnk.ru

В 1927 году в газете «Советская Сибирь» появи­лось письмо инициативной группы граждан в президи­ум горсовета, предлагавших часовню снести. В письме утверждалось, что никакой ис­торической и архитектурной ценности данное сооруже­ние не представляет, более того, и религиозные чувства верующих никоим образом удовлетворить не может, так как «по месту своего расположения – на шумной улице, на бульваре – она мало отвечает месту молитвы, а обста­новка бульвара не совсем способствует молитвенному на­строению».

Вопрос решался два года, и в 1929-м Николь­скую часовню снесли, а на её месте поставили ныне всеми забытый памятник рабочему-молотобойцу. Молотил он, впрочем, недолго и в одну из ночей в конце тридцатых про­пал. Каменный не каменный, а под репрессии угодил. И на месте часовни воздвигли монумент Сталину. Иосиф Висса­рионович взирал на прохожих своим недремлющим оком лет пятнадцать, но в одну из ночей тоже отправился вслед за молотобойцем.

3.jpg
Молотобоец.
Вид с пересечения Красного проспекта и улицы Горького.Фотография 1930-х гг. Фото с сайта oldnk.ru

Памятники вождям в тридцатые годы выпус­кались в стране тысяча­ми. Например, заводом «Монументскульптура» в 1938–41 годах было произведено 4298 гипсо­вых скульптур В. И. Лени­на и 2647 – И. В. Сталина. Одной из популярных композиций, установлен­ных в разных городах, стала скульптурная груп­па «Ленин и Сталин в Гор­ках». Сделана она была весьма талантливо и имела несколь­ко вариаций. Например, сидящий на скамейке Владимир Ильич, придерживая на коленке книгу, обращался к стояще­му рядом Иосифу Виссарионовичу, что-то ему рассказывая. Сталин внимательно слушал, держа в руке свернутые листы бумаги. Одеты оба вождя были в одинаковые полувоенные френчи. Эта скульптура была установлена в Новосибирске во дворе кожевенно-обувного комбината, ещё одна (где оба вождя стоят) около дворца культуры им. А. А. Жданова (ныне ДК «Энергия»), и такая же – в саду Сталина (нынеш­ний Центральный парк).

6.jpg
Митинг в день похорон И.Ф.Сталина у монумента в центре Новосибирска. Фото с сайта blog.visart.biz

Скульптурные группы «Ленин и Сталин в Горках» исчезли вслед за Недремлющим оком на месте часовни. Стоявший вначале Красного проспекта напротив Стоквар­тирного дома Владимир Ильич бесследно пропал, как и его «брат» на проспекте Маркса возле НЭТИ (ныне НГТУ). Дело дошло до того, что бюсты часто обнаруживались в самых странных местах, включая садовые участки граждан. Так, когда у одного из оставшихся Ленинов (на территории Цент­ральной базы СОРАН) отвалился нос, новый ему прикупили за бутылку коньяка у одного дачника.

Забавный миф родил­ся о стоявшей некогда в холле Центральной сберкассы ста­туе Иосифа Виссарионовича. После того, как в одну из ночей её попросту убрали, по городу пополз слух, что голову вож­дя народов отпилили, а на её место приделали новую – от Сергея Мироновича Кирова. Ходила даже шутка, что теперь статую следует называть Сталинокиров. На самом деле, в просторном холле сберкассы по разные стороны стояли до этого две скульптуры – и Сталина, и Кирова.

9.jpg

В 1947 году к тридцатилетию Октября на главной площади Новоси­бирска (тогда она называлась площадь Сталина) был уста­новлен монумент, о котором нынче никто уже и не помнит. Одно из немногих свидетельств – статья во втором номере сборника «Советская архитектура» за 1952 год. В самом тексте опубликованной статьи о памятнике ни слова, но на панорамном фото площади, почти в самом центре, стоит монумент. Упоминается он и в материалах собравшегося в апреле 1948 года совещания новосибирских архитек­торов. В одном из докладов сказано, что обсуждения этого памятника не было, и как он возник – самим архитекторам неизвестно. Вполне в духе Мифосибирска, где памятники нередко появляются и исчезают сами по себе. Монумент этот простоял несколько лет и исчез так же неожи­данно, как и появился.

10.jpg

Ещё меньше сведений сохранилось о другом памят­нике, облюбовавшем себе вначале 1950-х гг. место напро­тив Дома Ленина. На высоком, круглом в нижней своей час­ти, постаменте возвышался массивный монумент с гербом СССР, текстом гимна и красной звездой сверху. По воспоми­наниям новосибирцев, это был памятник Сталинской кон­ституции. На разных сторонах монумента были высечены основные статьи из неё, касавшиеся труда, отдыха и образо­вания граждан.

Перед входом в Дом офицеров некогда стояли две пушки, а у авиатехникума – скульптура Сталина на низком (около метра) постаменте. По бокам от постамента, чуть в стороне, располагались лётчик и матрос. Увы, их «изгна­ли» вместе с Иосифом Виссарионовичем. Пропала и скульптура Владимира Владимировича Маяковского, стоявшая над входом в старый кинотеатр, названный его именем. Почему её не сохранили и не перенесли в новое здание кинотеат­ра – совершеннейшая загадка.

5.jpg
Кинотеатр имени В. В. Маяковского.
Вид с пересечения Красного проспекта и улицы Октябрьской. Фотография середины 1950-х гг. Фото с сайта oldnk.ru

В шестидесятых годах исчезли два старых новонико­лаевских памятника: «Воинам, умершим от ран в госпиталях в Первую мировую войну» 1915 года и «За нашу и вашу сво­боду», установленный в 1919 году в память трёх чешских леги­онеров, погибших во время восстания белочехов.

В семидесятые «уле­тел» с крыши одного из домов спутник. Это была точная копия первого со­ветского космического ап­парата, установленная на крыше дома по улице Ста­ниславского. Дом этот так и называли «Дом со спут­ником», да вот не усле­дили…

Всякого рода лета­тельные аппараты вообще не задерживаются в Ново­сибирске. Например, пасса­жирский самолёт, что работал некоторое время в качестве детского кафе в парке «Берёзовая роща». Про него жители города любили рассказывать анекдот о хитром таксисте, ко­торый привозил пьяных пассажиров, спешащих в аэропорт, к трапу этого самолёта.

8.jpg
Ту-104 в парке культуры и отдыха «Березовая роща», Новосибирск. Начало 80-х годов. Открытка выпущена в Москве в 1983 году. Фото Глеба Осокина с сайта airforce.ru

История появления и исчезновения необычного объекта вкратце такова: в 1979 году Новоси­бирский городской совет депутатов совместно с профсоюзами предписали Дзержинскому райисполкому смонтиро­вать в самолёте, переданном заводом имени Чкалова, детский кинотеатр. Позднее от идеи кинотеатра отказались, решив открыть кафе для детей. Дело, однако, затянулось на несколько лет: то не хватало рабочих, то выделенных средств, а более всего – начальственного желания. Бесхоз­ный самолёт облюбовали местные хулиганы, и власти даже вынуждены были взять его под охрану. Кафе открылось только в 1983-м, чтобы через несколько месяцев… закрыть­ся по настоянию санитарной службы. Однако за недолгое время своей работы успело попасть на одну из открыток с достопримечательностями Новосибирска, выпущенную в Москве. В 1985-м самолёт демонтировали, и теперь на его месте устраивают новогоднюю елку.

На проспекте Дзержинского стоял и ещё один само­лёт – военный МИГ-17– над входом в Дом культуры имени Чкалова. Он «прожил» на проспекте на год больше своего собрата – семь лет. Но затем кто-то из приезжего началь­ства решил: не дело это, что военный самолёт находит­ся на всеобщем обозрении. А вдруг шпионы? И МИГ-17 (хотя и выставлен был лишь его фюзеляж) убрали. Скорее всего, фюзеляж отправили на переплавку.

1.jpg
Истребитель МиГ 17 у Дворца культуры им. Чкалова
Фото из коллекции Константина Ощепкова с сайта novosib.forum-bb.net

Стоял самолёт и в Центральном парке, рядом с памятником Сталину (кстати, в парке, помимо памятника вождю и садовых скульптур, «проживал» амур с луком и стрелами –  в центре фон­тана у театра Музыкальной комедии).

11.jpgСамый же необычный аппарат «приземлился» на проспекте Маркса: на рубеже тысячелетий там появился пепелац. Закончился ли у пассажиров луц, вышла ли из строя гравицапа – кто знает? Несколько лет металлический пепе­лац простоял у метро «Студенческая» рядом с рестораном под названием «Кин-дза-дза». Земная версия гласила, что его построил местный кузнец Вячеслав Пикулик. Однако за­тем гравицапа, видимо, отыскалась, и пепелац исчез. А рес­торан закрылся.

И уж совсем мифическую историю я прочитал в статье Игнатовой «Памятники как память». О том, как в Новоси­бирске некоторое время якобы существовал памятник Льву Николаевичу Толстому. Цитирую: «Памятник Льву Толстому в Новосибирске, решённый в экспрессивном стиле, тоже простоял недолго – по замыслу скульптора, в корпусе памят­ника были оставлены дыры, и при сильном ветре Толстой начинал выть». Представьте себе этот звук: тёмной ночью жители окрестных домов просыпаются от страшного воя – Лев Николаевич читает вслух «Севастопольские рассказы», имитируя артиллерийскую канонаду. Куда там бродячей статуе Командора до нашего новосибирского Толстого!

Памятникам великим писателям вообще не везёт в на­шем городе. В конце мая 2010 года бюст Гоголя на пересече­нии улицы, носящей его имя и Красного проспекта, сбила…  поливальная машина. Попавший в автоаварию Николай Васильевич был снят с постамента и отправлен на рестав­рацию. Но самая тяжёлая судьба выпала на долю «солнца русской поэзии» Александра Сергеевича Пушкина…

Многострадальный Пушкин

Каменный Пушкин, что нынче стоит во дворе Педа­гогического лицея, снисходительно наблюдая за пробегаю­щими мимо лицеистами, прожил долгую и нелёгкую жизнь. История его появления в Новосибирске темна и загадочна. Известно лишь, что произошло это без малого семьдесят лет назад. Во время Великой Отечественной войны он был установлен в совсем ещё мо­лодом городском парке – За­ельцовском. Рядом с входом в библиотеку. И правда, чем ещё заниматься каменному поэту, как не присматривать за книгами?

2.jpg
Фото nsk.novosibdom.ru

Шли годы. Библиотека переехала на новое место, прежнее здание ее снесли, фонари погасли, скамейки куда-то пропали, а посаженные по сторонам аллеи де­ревья выросли, и бюст Пушкина оказался в джунглях. Где джунгли, там и разбойники. Над постаревшим и позабы­тым каменным Пушкиным принялись издеваться подрос­шие аборигены. Ни в какие охранные реестры он внесен не был, денег на его содержание парку не выделялось, так что отбитый нос и отколотый воротник приходилось восста­навливать парковым работникам. Но не успевал директор парка самолично развести бетон и приклеить новый нос, как разбойники возвращались и снова отламывали мно­гострадальный орган обоняния. По легенде, одно время нос подрядился исправлять местный скульптор. Казалось, он обрел пожизненную работу, и теперь вопрос был в том, кто помрёт раньше: скульптор или вандалы. Потом скульптор куда-то пропал, и бедняга Пушкин пришел совсем уж в негодное для великого поэта состояние.

Но тут случился в его печальной судьбе неожиданный поворот. В городе заговорили о строительстве памятника Александру Серге­евичу. Заговорили – и вспомнили, что памятник-то ему уже есть! И вот в мае 2007 года в газете появилось письмо воз­мущенной читательницы, которая разыскала Александра Сергеевича в зарослях Заельцовского парка, увидела его состояние и воззвала к совести горожан. В июне ей ответил председатель правления новосибирского регионального Пушкинского общества. При посредничестве пушкинистов бюст к осени привели в порядок, отреставрировали и ре­шили передать Педагогическому лицею. Однако в сентяб­ре 2007-го Пушкину…снова оторвали нос. И всё же история эта закончилась счастливо. Новосибирский скульптор Бо­рис Горст отреставрировал скульптуру повторно, бюст вы­красили в бронзовый цвет и в годовщину Царскосельского лицея 19 октября 2007-го установили перед окнами Ново­сибирского педагогического лицея. Александр Сергеевич наконец обрёл в нашем городе покой и уважение…

Опубликовано с любезного разрешения автора и издательства «Свиньин и сыновья»

Другие произведения Игоря Маранина можно прочитать в его блоге

Продолжение следует

Предыдущая глава: «Имя для города»
Предыдущая глава: «Огненный апокалипсис»
Мифосибирск: как город прожил полжизни без моста
«Мифосибирск»: как американцам долететь до Луны придумал новосибирский ученый
«Мифосибирск»: что в городе построили пленные немцы

Мифосибирск: Легендарные подземелья города
«Мифосибирск»: Тайны Обского моря
«Мифосибирск»: безумства летчиков в городе 

Источники

12.jpg

Что происходит

Институт прикладной физики и «Сибантрацит» попали под санкции США

В Новосибирске освоили производство банок из коричневого стекла

Двое новосибирцев пострадали в пожарах за неделю

Стелу на площади Калинина отключат 3 мая для техобслуживания

Разговор об истории: Китеж-град, ходячие грибы и рука Чингисхана

Филиал колледжа информационных технологий IThub открыли в Новосибирске

Афиша Новосибирска: куда сходить в четверг, 2 мая

Разделитель встречных потоков установят на Димитровском мосту

Писанки, крапанки и драпанки: семь способов покрасить яйца на Пасху

Какие улицы перекроют в Новосибирске 9 мая: смотрим карту

Туалет-долгострой демонтируют на Михайловской набережной в Новосибирске

Показать ещё