Городская волна
Настрой город для себя

Городской треш

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Городской треш

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

«Космические коровники»: всю бумажную архитектуру Сибири соберут в антологию

Команда молодых архитекторов из Новосибирска начала подготовку антологии сибирской бумажной архитектуры с 1982 года и до наших дней. Первым шагом стало переиздание вышедшего в 1997 году сборника «Неизвестная архитектура Новосибирска». Издание вышло дополненным и переведённым на английский язык. Сейчас команда под руководством Антона Карманова готовит максимально полное издание большого формата, посвящённое бумажной архитектуре Сибири.

Лариса Сокольникова
Лариса Сокольникова
16:00, 08 Июля 2019

Как рассказал главный идеолог издания книги о сибирской бумажной архитектуре Антон Карманов, первый сборник, вышедший в 1997 году, издали два известных новосибирских архитектора — Вячеслав Мизин и Александр Ложкин. К переизданию, по его словам, подключилась группа футурологического проектирования — сам Антон Карманов и Арсений Тоскин. Новое издание небольшого формата вышло двумя тиражами: русскоязычное — 30 штук и 30 штук англоязычных.

«Я бы хотел сделать большую книгу, где изображение занимало бы лист, было большим, и его можно было бы рассмотреть. Ведь есть проекты, на полях которых есть ещё проекты, — пояснил Антон Карманов. — Сейчас мы занимаемся сбором архивных материалов, их сканированием и обработкой». К сожалению, часть проектов новосибирских архитекторов была утрачена самым банальным образом — её хранили в подвале, туда попала вода и залила почти все работы.

По словам Карманова, понятие «бумажная архитектура» появилось благодаря российскому художнику и архитектору Юрию Авакумову. Она состоит из трёх школ — московской, таллинской и новосибирской. Однако в своих изданиях он, как правило, представляет лишь 8-10 работ новосибирских авторов. Не более.

«Наша генеральная задача — зафиксировать такое явление, как новосибирская бумажная архитектура в своём собственном объёме. Чтобы была описана его доктрина, чтобы это вписалось в международный контекст, чтобы была издана книга — антология работ с 1982 года до наших дней с захватом “далёких предков” 1920-ых и 30-ых годов», — заявил Карманов.

По его оценкам, первое издание «Неизвестной архитектуры Новосибирска» включает основной массив работы. Новая команда намерена дополнить имеющиеся работы теми, что никогда не публиковались, а также современными проектами.

«Есть какие-то моменты, которые хочется показать по-новому. Например, в первом издании проект Андрея Чернова “Гусь” (застройка посёлка Гусельниково в Новосибирской области) показан без головы, лап и крыльев. Хочется показать его целиком. В нём есть акцент на проектирование, но когда смотришь целиком, это впечатляет гораздо больше», — пояснил Антон Карманов. Ещё, по его словам, сибирских архитекторов отличает экстатика рисования — часть этих рисунков экспрессивна и неврозна. «Это свойство именно новосибирской “бумаги”. Если смотреть москвичей или таллинцев — у них такой экстатики не было», — добавил он.

Вместе с тем, это не просто графические рисунки, это проекты. А началось всё с «Облколхозпроекта». При том, что архитекторы не фантазировали, и это не было декадентское проектирование. Оно было реальным, но с уходами в фантазию. Всё было материально — колхоз заказывает себе коровник, и экспериментальная группа под руководством Гуляйкина вместе с Черновым этот коровник рисуют. Но иногда они делают его реальным, а иногда космическим. В 1987 году все понимали, что какой-то там сельсовет коровник строить уже не будет. И поэтому можно было делать абсолютно космические коровники — всё равно никто не заметит. Потом всё это начало выходить из социальной реальности и превращаться в эпос. Так проектом Гусельникова авторы Сергей Гребенников и Андрей Чернов занимались спорадически — на протяжении очень долгого времени.

Однако главная коллизия, по словам Антона Карманова, в том, что топовые работы новосибирской бумажной архитектуры уходили Юрию Авакумову или коллекционерам. Один из таких коллекционеров — архитектор Сергей Чобан, у которого в центре Берлина есть галерея архитектурной графики. Поэтому, если вы сегодня хотите посмотреть сибирскую «бумагу», то вам нужно ехать в берлинскую галерею или в музей Помпиду. В Новосибирске, увы, такого музея нет.

Показываем главное здесь и сейчас — подписывайтесь на Новосибирские новости в Instagram.

Что происходит

Хоккейный обозреватель Максим Замятин: в решении WADA мы виноваты сами

Навострили лыжи: где покататься с горок в Новосибирске

Сразу два детсада сдали в Октябрьском районе Новосибирска

Мэр Локоть: «Ледовую арену и станцию „Спортивная“ достроим»

Локоть раскритиковал дворников за «кашу» на Красном проспекте

О допинговом скандале говорят на «Городской волне»

Анна Каренина в спектакле «Серёжа» упала на сцену и рассмешила зрителей

Общественный транспорт с 22:00 пустят в объезд Октябрьского моста

Новосибирцев просят заранее пополнить транспортные карты на 2020 год

Большие планы на маленькую квартиру: как сделать ремонт в студии

Стало известно, кто выйдет на работу 1 января 2020 года в Новосибирске

Показать ещё