Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Художница из Берлина снимает фильм-инсталляцию о Новосибирске

Фестиваль современного искусства «48 часов» завершился на днях в Новосибирске. Некоторые участники удивили не только оригинальными перформансами и инсталляциями, но и свежим взглядом на сам город. Так мультимедиа-художница из Берлина Клаудиа фон Функе сняла за это время материал для видеоинсталляций. Съёмочная группа «Новосибирских новостей» прогулялась вместе с ней по Новосибирску и тоже увидела привычные места как будто впервые.

Вячеслав Горчаков
Вячеслав Горчаков
12:23, 08 октября 2019

— Клаудиа, вы приехали в Новосибирск из Берлина, чтобы участвовать в фестивале современного искусства. И вчера [19 сентября] на пресс-конференции вы сказали, что для вас это как археологическое исследование и работа в лаборатории. Почему?

— Потому что города — они, в общем-то, большие места, коллективные пространства памяти. И Новосибирск, с археологической точки зрения, очень молодой город.

Но вся его история очень сжата, сосредоточена, здесь я и другие люди легко могут найти что-то интересное для себя. Вы можете найти здесь множество различных концепций жизни, в том числе новейшие концепции: как нужно жить человеку новой формации, какой опыт люди должны получать в большом городе каждый век и каждый год.

— Что важнее для вас в Новосибирске или в любом другом городе: люди, здания или улицы?

— Вы знаете, я скульптор. Так что для меня город — это такое настоящее, большое, даже гигантское — сплошное произведение искусства. Большая скульптура. И я вижу цвета и формы. И я вижу улицы, вижу детали, вижу трещинки, вижу фасады. И я вижу также ритм города. Каждый город имеет свои собственные звуки. Вы можете почувствовать, например, как стекла в окнах вибрируют, когда рядом проезжает поезд.

И когда вы видите этот потрясающий фасад университета позади нас. Своей структурой он напоминает партитуру, что-то такое, что ты можешь прочитать... как книгу или песню.

И я нахожу здесь интересным для себя, например, небо. У него ведь очень важная роль в городе! Мы ощущаем большое-большое пространство! В таких городах, как Лондон и Берлин, иногда дома так близко друг к другу расположены, что ты видишь лишь малую часть неба. А здесь я и правда его чувствую и это — вау!

NET_4329.jpg
Клаудиа фон Функе. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

— Но здесь много машин вокруг. Вам комфортно среди них?

— Я вполне расслаблена и не чувствую, что здесь слишком много машин для большого города. Если вы приедете в Берлин или в Каир, например, в города, где живут по 20 млн человек — вот где настоящие пробки, каких вы ещё не видели.

— Давайте поговорим об этом здании [РАНХиГС (ул. Нижегородская, 6) — прим. «НН»]. Мы встретились как раз рядом с ним. И я знаю, что вам оно сразу понравилось.

— Когда я была ребёнком, я испытывала что-то похожее на ненависть к таким типам зданий. Потому что я ненавидела ходить в школу. Но сейчас моё сознание изменилось, и я понимаю, что эти стены — не просто поверхности. Они в самом деле имеют красивую структуру. И последний раз, когда я фотографировала их, то очень красиво и удачно падали солнечные лучи — они создавали игру света и теней. И все эти здания постоянно менялись, становились «актёрами для самих себя».

— Также вы сейчас делаете фильм о Новосибирске. О чём этот фильм?

— Он не документальный. Мне трудновато рассказывать о нём, потому что он не предназначен для просмотра на экране телевизора или на мониторе. Я буду показывать его в выставочном пространстве, это будет большая звуковая и видео-инсталляция. Это так же, как русский конструктивизм, — эдакий большой коллаж, собранный из разных вещей, которые друг друга сменяют.

Вы ведь видите не только лишь здание, вы видите... Как моя сопровождающая сказала: «О, это место, где учился мой бывший парень!» И все подобные ассоциации возникают вместе, они всегда идут вторым или третьим слоем того, что вы видите.

— Я знаю, что вы уже побывали на электростанциях в Новосибирске, на мостах и железнодорожном вокзале. Но это как-то непривычно. Потому что множество туристов хотят увидеть площадь Ленина, Красный проспект, Оперный театр... Почему тогда вы выбрали такие места?

— Конечно, я побывала на площади Ленина. Однако все транзитные места очень важны для меня. Особенно Бугринский мост и железнодорожный мост — это такие фантастические скульптуры! Главные показатели того, что Новосибирск важен сейчас как город. Они пересекают Обь. Без всего этого Новосибирск, вероятно, был бы сейчас маленькой деревней.

— Но большинство людей считают, что у Новосибирска нет архитектурного лица.

— Я думаю, Новосибирск — хороший пример города для жизни. Потому что есть города, которые выглядят как старые музеи. Вы можете посетить их как туристы. Но... вы правда готовы жить в музее? Это будет больше похоже на жизнь в Мавзолее.

Это действительно может быть очень скучным. А здесь мы видим старые структуры, старые театры, старые здания, которые меняют свой облик от эпохи к эпохе. И всё это составляет большой калейдоскоп возможностей. Всегда сложно найти баланс между изменениями и стабильностью, и найти идентичность.

— Знаете, Клаудиа, когда я был в Берлине 4 года назад, я был удивлен, что Берлин — иногда — похож на Новосибирск: те же различные здания на одной улице, правда, у нас они далеко не всегда стоят на одной линии. В общем, что-то похожее на Берлин. А вы чувствуете то же самое?

— Мне кажется, что Новосибирск имеет множество отличий от Берлина. Однако в некоторых частях Новосибирск — действительно, как Берлин. Он очень живой.

NET_4407.jpg
Вячеслав Горчаков и Клаудиа фон Функе. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

— Здание позади нас [гостиница «Турист» — прим. «НН»], которое сейчас на реконструкции, начали строить ещё 50 лет назад. Это, наверное, арт-объект для вас? Или инсталляция?

— Определённо да! Вообще я люблю стройки, потому что они дают нам надежду: это значит, что здесь будет что-то прекрасное, когда стройка завершится. Так что этот своеобразный монумент... пока недостроенный дом — как я слышала, гостиница «Турист» — имеет своё предназначение: никогда не быть завершённым.

— Может быть, Новосибирск тоже никогда не будет завершённым проектом?

— Я очень надеюсь, что города никогда не будут завершены. Потому что люди меняются, у них разные надежды, разные потребности. Сложившийся, завершённый город — это как завершённая личность, которая перестаёт изучать новое, перестаёт эволюционировать. Поэтому город как проект никогда не завершится.

— Клаудиа, скажите мне, пожалуйста. Только правду! Что вы расскажете своим друзьям, например, когда они спросят вас о Новосибирске?

— Фантастический опыт, произведение искусства, как опера, только открытая 24 часа в сутки. И мне он очень понравился. Это лучший материал для моего фильма, который я могла получить!

Полную запись интервью смотрите на видео:

Видео: nsknews.info

Что происходит

С фонтана в Первомайском сквере сняли светящуюся корону

Крупнейший коммерческий дата-центр открыли в ПЛП под Новосибирском

Жертв аварии на Чернобыльской АЭС вспомнили в Нарымском сквере

Об отголосках допотопной истории расскажут на Городской волне

«Подтверждаю поддержку лично от меня»: губернатор — мэру Новосибирска

Новый мэр Максим Кудрявцев обзавёлся аккаунтами в соцсетях

Уличный кинотеатр, беседки и шезлонги появятся у кампуса НГУ

Прогноз на лето по комарам и мошкам дала биолог из Новосибирска

Ко Дню Победы во дворах откроют полевые кухни и сделают бумажных голубей

Москвич и петербуржец пытались тайно проникнуть в новосибирское метро

Вечерний разговор: ремонт дорог, всеобщий субботник и комфортная среда

Показать ещё