Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Театральный Новосибирск: Сарай искусств и премия «Парадиз»

Не хлебом единым жив человек. И город живёт не только коммунальными делами. Пища духовная имеет не меньшее значение. Тем более Новосибирск на минувшей неделе напомнил о том, что он — не только транспортный узел и крупный научный центр, но и театральная столица Сибири. Лучшие постановки самых талантливых коллективов отметили премией «Парадиз». У награды — богатая история, вручали премию в 28-й раз. Как изменились постановки и новосибирский зритель — поговорим с Юлией Щетковой, членом экспертного совета театральной премии «Парадиз».

Вероника Иванова
Вероника Иванова
15:15, 27 ноября 2017

— Новосибирск — театральная столица. Чем это можно подкрепить, на ваш взгляд?

— В первую очередь — у нас есть восемь государственных театров. Они поддерживаются и на федеральном уровне, и на местном. К нам приезжают столичные критики, смотрят наши спектакли, проводят разборы. По количеству театров мы не занимаем даже третье место по России. Третье место — у Екатеринбурга. Мы идём следом. Но если говорить именно о городе-миллионнике — у нас есть зритель, который ходит на спектакли. У нас полные залы.

— Кто это? Каков портрет современного новосибирского театрального зрителя?

— Новосибирский зритель достаточно насмотрен, хорошо воспитан. Он много видел, но при этом он консервативен. Если вы хотите привить ему какие-то новые формы, жанры, течения — его придётся долго «прикармливать», убеждать, что это интересно. Потому что новосибирский зритель любит смотреть то, что он уже видел. Не слишком охотно наш зритель выходит из своей зоны комфорта.

Щеткова Юлия, член экспертного совета театральной премии Парадиз.jpg
Сейчас хороший период, когда в театр ходят люди всех возрастов. У нас есть большая детская аудитория и катастрофически не хватает детских спектаклей. У нас есть подростковая аудитория, и ей тоже не хватает спектаклей, они смотрят всё. У нас замечательная молодёжная аудитория, ищущая, интересующаяся. Для них ходить в театр интересно и модно.
Щеткова Юлия, член экспертного совета театральной премии «Парадиз»

И у нас сохранилось среднее и старшее поколение театралов. Они с удовольствием ходят в театры.

— То есть, маленькие полупрофессиональные студии и экспериментальные театры плохо приживаются? Но, тем не менее, они у нас есть.

— Я бы не сказала, что они плохо приживаются. Есть театральные студии, куда приходят люди после своей основной работы и занимаются театром.

Театр — это волшебное, магическое искусство. Он притягивает. Всем хочется получить минуту славы. И как раз этим заниматься сейчас интересно и модно. И театральных студий очень много, в том числе и детских.

Если мы говорим о независимых театральных компаниях, то с этим у нас, конечно, есть большие проблемы. У нас нет площадок, и как только находится какой-то художественный лидер, готовый нести ответственность, он сталкивается с огромным количеством вопросов. Это финансы, это отсутствие сцены и так далее. И конечно, очень тяжело это всё вести за собой, нести на своих плечах. Независимые театральные компании у нас не приживаются. 2-3 года — это предел.

— Театр La Pushkin — это пример независимого театра, или нет?

— Конечно, это независимая компания, которая работает на своего зрителя. Но нужно понимать, что это современный театр. У него аудитория намного уже, чем у классического драматического театра. Как бы они не обустраивали свой замечательный «сарай» искусств, но надо понимать, что зрителю привычнее пойти в театр с мягкими креслами.

— На минувшей неделе как раз была вручена премия «Парадиз». Насколько это престижная награда?

— Этой премии уже 30 лет. Она была основана в 1987 году. Но недавно был двухлетний перерыв, когда организаторы устали. Они поняли, что кого-то не устраивает формат, церемония. Взяли паузу — город заскучал. Оказалось, что без премии сложно, и городу нужна профессиональная оценка. Оценивают работу театров критики из Санкт-Петербурга, Москвы, Новосибирска и других городов.

Премия старается сохранять свой регламент. Драматические театры выдвигают по 1-2 постановки. А экспертный совет дополняет афишу. В конкурсе для музыкального театра они выдвигают свои постановки, а жюри потом оценивает. Как только афиша сформирована — объявляется начало фестиваля, и жюри просматривает вживую все спектакли. Потом проходит совещание, и на торжественной церемонии вручения премии выносится вердикт.

NET_7911_новый размер.jpg
Юлия Щеткова. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

— То есть интрига сохраняется?

— Интрига сохраняется до последнего. Почти никто не знает о том, кто станет победителем. Сейчас работает очень много молодых режиссёров. Это режиссёры поколения 30-летних. У нас много постановок, которые не вписываются в классические каноны, но при этом находят в Новосибирске своего зрителя.

Если говорить о лауреатах премии «Парадиз», то лучшим спектаклем сезона был назван спектакль театра «Старый дом» в постановке главного режиссёра театра Андрея Прикотенко. Называется произведение «Вишнёвый сад». Спектакль поставлен по мотивам пьесы Чехова. Его никак нельзя считать классическим. Между тем, он собирает полные залы. «Вишнёвый сад» получил высокую оценку профессионального сообщества, вошел в лонг-лист «Золотой маски». Лучше увидеть этот спектакль, чем о нём говорить.

Мы наблюдаем, что возник интерес именно к нестандартному и глубокому походу.

— Кукольные спектакли есть для взрослого зрителя?

— Почему-то предыдущая дирекция кукольного театра решила, что у нас должен быть кукольный театр исключительно для детей. Хотя у нас нет в названии, что он именно детский. Сейчас во всех городах страны, где есть кукольные театры, есть и взрослые постановки. Это очень интересно, это острые постановки. Есть и классика, и современные пьесы. Конечно, Новосибирску очень не хватает спектаклей для взрослого зрителя, этого экспериментального поля. Хотя такие спектакли для нас скорее будут экспериментальными. Собственно и для подростков тоже кукольных спектаклей не хватает. 7-8 лет — это предел для ребёнка. Дальше имеющиеся спектакли смотреть будет просто скучно.

— Что касается театральных экспериментов, то какие ещё тенденции есть в России и мире? Например, в других городах есть театры теней. Такой вроде был и у нас?

— Театральное искусство живо и подвижно, и новые форматы появляются постоянно. Если вы хотите увидеть то, что вы не видели, то в декабре нужно пойти на рождественский фестиваль искусств. Там, например, будет показан променад-спектакль, спектакль-бродилка, спектакль-квест «Разговоры беженцев».

Он будет проходить в помещении вокзала «Новосибирск-Главный». Актёры и зрители будут ходить, связанные через наушники и гарнитуру. Они будут погружены в пространство вокзала, среди настоящих пассажиров. И никто не знает, чем для каждого эта история обернётся. Это одна из новых тенденций, которая в Новосибирск пока приходит в довольно гастрольном, фестивальном варианте.

У нас пока нет подобных вещей. Но я думаю, что это вопрос времени. Наши театры активно приглашают режиссёров, которые смело экспериментируют с формой. Поэтому сезон-другой, и мы что-нибудь увидим. А что касается театра теней — у нас одно время была какая-то частная компания, появившаяся из ниоткуда и исчезнувшая в никуда.

Нужно понимать, что чтобы появилось нечто новое, нужны люди, специалисты. И, конечно, сложно представить причину, по которой они вдруг поедут сюда. Что-то их должно заинтересовать в этом месте, привязать к нему.

Все подробности интервью смотрите в видеосюжете:

Видео: nsknews.info

Что происходит

Больше 300 нарушений выявили при уборке снега во дворах Новосибирска

«Поверь в себя»: как особенных детей лечат творчеством в центре «Надежда»

В голосовании за зелёные зоны Новосибирска сменился лидер

В Новосибирске появились аллея Шукшина и территория «Старая башня»

Всем ребятам пример: «Героев с нашего двора!» наградили в Новосибирске

Строительный городок вырастет у Димитровского моста в Новосибирске

В парке «Арена» оборудуют спуск к реке и добавят спортивных площадок

В ХК «Сибирь» назвали имя нового главного тренера

Силовики прервали подпольный покерный турнир на Богдашке

Щётки вместо плуга: ДЭУ переодевают технику к весне в Новосибирске

Какие ремонтные работы запланированы в апреле на Октябрьском мосту

Показать ещё