Экспериментальный жилой дом возле станции метро «Площадь Маркса» новосибирцы хорошо знают по ювелирному магазину «Кристалл», который проработал там больше 20 лет. Построили здание в 1978 году по проекту архитектора Михаила Печёрина. После ввода дома в эксплуатацию зодчий с семьёй поселился в нём на девятом этаже. До сих пор в квартире всё так же, как и было при первом хозяине. Почему этот дом называют шумозащитным, в чём его отличие от других и как он изменился за 47 лет, «Новосибирским новостям» рассказал сын его создателя, архитектор Константин Печёрин. Давайте вместе посмотрим на уникальную постройку поближе.
Новаторский шумозащитный дом находится на улице Титова, 1 в Ленинском районе Новосибирска. На первом этаже в 1980 году открыли знаменитый ювелирный магазин «Кристалл». И хотя торговая точка давно не работает, это здание многие помнят именно в связи с ней и даже по старой памяти называют его «дом-кристалл».
Постройка имеет десять этажей, в том числе один подземный, восемь подъездов, 370 квартир, 14 нежилых помещений. Возводили её тремя очередями, сдали в 1978 году. Общая площадь здания — 23 780 кв. метров, в том числе размер нежилой части (торговой и административной) — 4580 кв. метров.
Константин Печёрин рассказал, что в этом проекте его отец постарался реализовать пять ключевых принципов архитектуры великого модерниста Ле Корбюзье. Он считал, что дома следует поднимать над землей на колоннах, чтобы рациональнее использовать пространство под зданием — под парковки, под зелёные зоны. Внутри дома должна проходить «улица» — длинный коридор, соединяющий разные по функционалу блоки. Крыши должны быть плоскими и эксплуатируемыми. Там можно обустроить детский сад, оранжерею и места для отдыха.
Поскольку дом каркасный, то наружные стены могут быть любыми, фасады можно оформлять, как угодно автору. Благодаря несущим колоннам железобетонного каркаса планировки внутри здания допустимы свободные. Корбюзье предлагал использовать ленточное остекление, добавляющее в интерьеры больше света. В доме на Титова, 1 ленточные окна мы видим со стороны уличного фасада. Во двор выходят традиционные проёмы.
«Шумозащитным дом называется, во-первых, потому что от вибраций метрополитена здание защищено песчаной подушкой. Массивные колонны и поперечно несущие стены помогают гасить вибрации подземки. А, во-вторых, дом так спланирован, что на дорогу выходят окна прихожих, кухонь и гостиных, а во двор — все спальни. Там всегда тихо.
Четырёхкомнатные квартиры расположены только в угловой части здания, трёхкомнатные — в торцах, однокомнатные — в выступающих частях с балконами. Остальные жилые помещения — двухкомнатные.
«В 1977 году после сдачи первой очереди мы с родителями поселились на девятом этаже в четырёхкомнатной квартире. Окна в ней выходят на две стороны, с просторного балкона — вид во двор и на телебашню. В прихожей есть окно на улицу Титова. Во многих квартирах есть такие окна в прихожих. В этом уникальность дома», — отметил Константин Печёрин.
«Дом построили в три очереди. Проезды между подъездами были в два раза шире, чем сейчас. Один проезд вообще закрыли и обустроили там гараж. С торцов проходы с колоннами со временем тоже закрыли и сделали там магазины», — добавил архитектор.
Восемь массивных пилонов с лифтами выступают на фасаде, выходящем на проезжую часть Титова и Покрышкина. На две лестничные клетки предусмотрен один лифт. На такого рода удобствах немного сэкономили, чтобы придать дому монументальность. Путь от лестницы к лифту идёт по длинному проходу вдоль ленточных окон.
Со стороны дороги на уровне второго этажа над магазинами проходит общий балкон. По словам Константина Печёрина, изначально конструкция была эксплуатируемой, и по ней вдоль дома соседи ходили в гости друг другу. Для тех, кто жил на втором этаже, это было очень неудобно, поскольку путь пролегал мимо их квартир. Некоторые даже забивали окна, чтобы к ним не заглядывали. Выход на этот опоясывающий балкон в итоге закрыли, и попасть туда сейчас невозможно.
На уличном фасаде нет выступающих балкончиков, все они выходят во двор.
В дом заселяли людей из частного сектора, идущего под снос. Переезжая, они ставили в просторных коридорах ящики для картошки. Неизбежно со временем везде скапливался хлам. В 90-е годы в коридорах селились бомжи, поскольку металлических дверей на подъездах не было. Тогда многие жильцы начали отгораживать свои квартиры железными решётками. Пространство это позволяло. На разных этажах они разные, и можно наблюдать вкусовые предпочтения обитателей.
Занявшийся бизнесом сосед архитектора для защиты от рэкета поставил такую дверь даже перед лестницей между этажами. Поэтому, чтобы попасть в квартиру, нужно открыть три металлических двери. «Ремонт в подъездах сделали недавно. До этого была разруха», — сообщает Константин Печёрин.
По его словам, в восьмом подъезде есть одна двухуровневая квартира. Она не была заложена в планировку, её просто объединили из двух, расположенных на седьмом и восьмом этажах. В том же подъезде на верхних этажах предусмотрели творческие мастерские для Союза архитекторов.
«Поскольку отец был автором проекта этого дома, ему была положена мастерская. И он там какое-то время работал. Сейчас там осталась одна мастерская, где трудятся архитекторы», — уточнил собеседник.
В генплане района площади Маркса был заложен второй шумозащитный дом. Его хотели построить дальше по улице Покрышкина. В первом несущие стены поперечные, с шагом шесть метров. Из-за этого комнаты расположены не очень удобно, и свободной планировки, как у Ле Корбюзье, нет. Во втором доме Михаил Печёрин собирался применить принцип несущих внешних стен. Это позволяло сделать максимально просторные помещения, в которых перегородки можно ставить, как хочешь.
Строить здание должен был старейший новосибирский представитель отрасли — «Стройтрест 43», но участок отдали другой компании, во главе которой стоял первый секретарь комитета комсомола НЭТИ. Новый застройщик предложил Печёрину продать проект дома, но тот отказался. В середине 2000-х на том месте появилась жилая 11-этажка по проекту другого автора.
В 1994 году мэрия объявляла конкурс на лучшую концепцию застройки площади Маркса. Из четырёх вариантов лучшим признали предложение Михаила и Константина Печёриных. Идею утвердили, но потом, к сожалению, о ней забыли.

Константин Печёрин работает архитектором уже больше 40 лет. По его проектам построены жилые дома и административные здания не только в Новосибирске, но и в других городах России. Член Союза архитекторов России с 1997 года, с 2008 года член правления новосибирской организации Союза архитекторов России. Входил в научно-реставрационный и общественный совет при управлении по государственной охране объектов культурного наследия Новосибирской области. Курировал восстановление Троицкого собора в Колывани.
Михаил Константинович Печёрин — это один из зодчих, построивших Новосибирск. Родился в посёлке Северный Кожух Чебулинского района Кемеровской области. Отец был забойщиком на прииске, мать — рабочей. В 1958 году Михаил Константинович окончил Новосибирский инженерно-строительный институт имени В. В. Куйбышева по специальности «архитектор». Трудовую деятельность начал в Новосибирске, продолжил в Кемерове. С 1964 года постоянно работал в нашем городе, в Сибирском зональном научно-исследовательском институте типового и экспериментального проектирования (СибЗНИИЭП). Руководил мастерской №1 (1964–1991), персональной творческой мастерской (с 1991 года), был профессором кафедры архитектуры гражданских зданий НГАХА (1995–2004).

Удостоен высоких наград: медали «За доблестный труд. В ознаменование 100-летия со дня рождения В. И. Ленина» (1970), ордена Трудового Красного Знамени (1974), звания «Заслуженный архитектор РСФСР» (1984), почётной грамоты ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС ЦК ВЛКСМ (1987), премий Совета Министров СССР (1976, 1991), медалей ВДНХ (бронзовой, серебряной, золотой), городской премии имени И. П. Севастьянова «За большой вклад в формирование архитектурного облика Новосибирска». В 2001 году был признан лучшим новосибирским архитектором. Советник Российской академии архитектуры и строительных наук, член Союза архитекторов СССР, РСФСР, РФ.
В СибЗНИИЭПе при участии Михаила Печёрина были выполнены проекты для новосибирской серии 1–464 крупнопанельных 9-, 12-этажных домов, для городской станции скорой медицинской помощи (диплом II степени на всероссийском смотре), для первого в нашей стране экспериментального шумозащитного жилого дома.
Также этот автор спроектировал для Новосибирска первые монолитные 16-этажки (на Челюскинском жилмассиве). Для ГК «Сибирь» разработал проекты 10–16-этажных домов из монолита в тоннельной опалубке французской фирмы «Утинорд».