Когда жизнь у тебя — как бесконечное фуэте, некогда думать о возрасте. Бывшая балерина Новосибирского театра оперы и балета, заслуженная артистка РСФСР, балетмейстер и педагог Татьяна Капустина готовится отпраздновать своё 70-летие, как говорится, не отходя далеко от сцены. «Новосибирские новости» встретились с ней в балетном классе во время урока и узнали, трудно ли быть современной балериной и как пуанты могут изменить жизнь.
Уметь «тянуть носочек»
Татьяна Константиновна встречает нас в коридоре хореографического училища летящей походкой балерины. При виде неё невольно выпрямляешь спину и начинаешь «тянуть носочек».
«Для балерины важны гибкость, шаг, подъём, прыжок. Это врождённые данные, по которым принимают в балетные школы. Конечно, обращают внимание и на внешность. Я по меркам шестидесятых считалась высокой балериной, а теперь по современным канонам — среднего роста. Тот же Эйфман меня бы к себе в театр уже не принял. Ну и, конечно, все сейчас худее, чем раньше. Такие критерии».
Ученицы Татьяны Капустиной уже выстроились в балетном классе по струночке и ждут команды начать урок. Все девушки и правда очень стройные. Вес придётся поддерживать всю жизнь, пока будешь танцевать на сцене. Расслабляться и долго отдыхать нельзя. Потеряешь форму — и прощай, сцена.
Урок в балетном классе продолжается. Со стороны кажется, что ничего сложного не происходит: никто не мотает километры на беговой дорожке, ученицы плавно порхают в воздухе, как в замедленной съёмке. Но нагрузка у юных балерин такая, что удивится любой легкоатлет.
Когда музыка смолкает, девушки грациозно замирают над балетным станком, как изящные ласточки на проводах. Кажется, что в зале вот-вот грянут аплодисменты, и зрители понесут артисткам цветы. Но пока каждой из них ещё далеко до роли царицы лебедей. А кто-то и вовсе может отказаться от планов стать балериной, и это будет уже другая история.
«Все движения помню до сих пор»
Звенит звонок, и будущие офелии и ромео высыпают из классов в коридор. У нас с Татьяной Константиновной тоже перерыв. Она приносит альбом с чёрно-белыми фотографиями из своей балетной жизни.
«Я ни на минуту не пожалела, что выбрала профессию балерины. Я родилась и выросла в городе Мытищи в Подмосковье. В первом классе у нас в обычной школе был обязательный урок танцев. Его вела бывшая балерина Большого театра. Мазурка, полонез, полька — танцевали прямо в школьной форме. Я, видимо, подавала надежды, и для меня даже поставили отдельно восточный танец. Я до сих пор помню все движения. Учительница тогда посоветовала, чтобы я попробовала поступить в хореографическое училище при Большом театре. Конкурс туда был огромный, но я прошла отбор».
После окончания Московского хореографического училища начинающая балерина попала по распределению в Новосибирск.
«Всегда мечтала танцевать в Большом театре. Думала, буду там танцевать в кордебалете и куплю себе мотоцикл „Ява“. Такая у меня мечта была тогда. Но меня пригласили работать сразу солисткой в Новосибирский театр оперы и балета. Предложение для тех лет небывалое: тогда редкие выпускницы могли миновать школу кордебалета. Поэтому попасть сразу в академическую труппу на сольный репертуар считалось большой удачей.
В Новосибирске я познакомилась со своим будущим мужем и вышла замуж. Так у меня появилась семья, да и карьера сложилась удачно, что и уезжать расхотелось».
«Платье Плисецкой оказалось мне как раз»
В начале семидесятых в балетной труппе Новосибирского театра оперы и балета прима-балерина Татьяна Капустина блистала на сцене практически в каждой постановке. В основном ей доставались героические образы: она танцевала Зарему в «Бахчисарайском фонтане», Эгину в «Спартаке», Макбет в «Макбете». А однажды новосибирской балерине Капустиной всё-таки довелось выступить в Большом театре.
«После того как в Большом театре Майя Плисецкая исполнила „Анну Каренину“, первым, кому разрешили перенести постановку, был наш Новосибирск. Мне доверили премьерное исполнение этого спектакля в нашем театре оперы и балета. Вскоре после премьеры поступило предложение — станцевать этот же спектакль в Большом. Так мы с моим партнёром Анатолием Бердышевым поехали в Москву. Там перед спектаклем я увидела Майю Плисецкую. Она оценивающе посмотрела на моё платье, в котором я танцевала Анну Каренину. Когда настало время выходить на сцену, я увидела в своей гримёрке на плечиках платье самой Плисецкой. Видимо, Майя Михайловна сочла тогда нужным, чтобы я танцевала в её костюмах от Кардена. До сих пор не понимаю, как она угадала с размером».
«Мне нравится, как танцует молодёжь»
Звенит звонок на урок. Татьяне Константиновне снова пора к ученикам.
«Я уже много раз собиралась уходить. Хочется уже смотреть творчество из кресла зрителя.
За последние годы серьёзно поменялась эстетика танца, пластика и техника исполнения. Конечно, возросли и требования к артисту балета. Обучение стало более насыщенным, мы учим быстрее осваивать азы, быстрее соображать. Потому что нам следует выпускать уже абсолютно готовых артистов, способных дальше в театре совершенствоваться самостоятельно. У моих нынешних учеников столько возможностей! Хотелось бы, что бы все они реализовались».