Культура//16 апр 2017 13:56

Икона сравнима с космосом: как управляющий московским рынком стал иконописцем из Новосибирска

 ( 0 комментариев )

Светлана Сорокина, Новосибирские новости
Фото Павла Комарова

Евгений Шумилов — один из уважаемых реставраторов и иконописцев Новосибирска. А в 1990-х руководил одним из центральных рынков Москвы, общался с авторитетами и зарабатывал немалые деньги. Обычные люди знают о нем мало, а вот в православной и художественной среде он достаточно известный человек. Как вера и икона вошла в жизнь московского торговца, узнали «Новосибирские новости».

Евгений Шумилов не носит бороды и рясы, и выглядит совершено не так, как ожидаешь от иконописца. «Я же не монах, а мирской человек, — поясняет он. — Если углубиться в историю, известных иконописцев-монахов не существовало. Дикарев, Спиридонов и даже Андрей Рублев — все они монашество приняли позднее, а изначально занимались иконой».

«Вылечивает» иконы Евгений Шумилов уже 26 лет. Работает в основном с семейными образами 18-19-х веков. Испорченные неправильным уходом и временем иконы к нему везут со всей России и ближнего зарубежья.

Судьбоносная встреча на рынке

А началось все с детства. В семье Шумиловых никто кроме бабушки верующим не был, и у нее одной в доме были иконы.

IMG_2541_1.jpg
Фото Павла Комарова

Уже тогда, вспоминает Евгений, у него, пятилетнего мальчика, перед образами рождались какие-то особенные чувства: «Я в детстве любил конфеты, и прятать от меня их было бесполезно. И как-то полез я за ними. Оглядываюсь, а с противоположного угла на меня смотрят Серафим Саровский и Господь. С укоризной такой. Мне сразу как-то стыдно стало, взгляд призывал к совести. И до конфет я так и не добрался».

Позднее Евгений поступил в радиотехнический техникум, правда, так и не закончил. Уехал в Москву. Там устроился на один из центральных рынков и вскоре дослужился до заместителя директора. Это было в середине 1990-х годов.

«Деньги водились, и люди окружали авторитетные. То, что происходило вокруг, с людьми, меня глубоко волновало. Я видел, что рушится страна, ее устои. Люди озлобляются. Понимал, что если буду все деньги, которые зарабатывал, отдавать, то это ни к чему не приведет. Сумятица была в голове. Как раз на тот момент я рассматривал идею пойти в монастырь», — вспоминает он.

В монастырь Евгений не ушел. А обрести духовный путь помог случай.

Однажды на рынок пришёл покупатель, интересующийся искусством. После продолжительной беседы продавцы рассказали о том, что их начальник тоже увлекается живописью.

Это знакомство позднее определило дальнейшую жизнь Шумилова: «Мы много беседовали. В дальнейшем он стал не только другом, но и учителем, наставником. Звали его Борис Бородин. Он был реставратором и иконописцем».

У Евгения уже тогда имелись несколько работ, и Борис Бородин спустя время предложил попробовать поработать над иконой. Так Евгений начал заниматься реставрацией.

IMG_2630_1.jpg
Фото Павла Комарова

«Обычно мастера начинают с иконописи, а у меня получилось, наоборот, с реставрации. Мне тогда был 21 год. О своем решении я ни разу не пожалел. Тогда икона по-настоящему захватила меня. Это настолько большое понятие, что очень трудно охватить. Она сравнима с космосом», — уверен Евгений Шумилов.

Спустя месяц он решил уйти из бизнеса и полностью посвятить себя иконе. На обучение ушло порядка семи лет: изучал разные школы, приемы у московских мастеров.

Благословение патриарха

Однажды молодой иконописец со своим наставником приехали по делам в патриархию. Пока Бородин решал свои вопросы, Евгений сидел на лавочке и рассматривал одну из своих первых работ — «Троицу».

«Вижу, останавливается машина. Вышел немолодой мужчина. Думаю, сейчас заметит мою работу и начнет поучать. Он спросил, можно ли полюбопытствовать. Я кивнул. Мужчина присел со мной рядом, посмотрел на иконку и сказал, что икона нынче в серьезных руках. Похвалил меня и благословил. В гости пригласил. Мы с ним хорошо так пообщались. Тут выбегает мой друг и спрашивает: знаешь, кто это был? Нет, говорю. Это патриарх Алексий. Вот тебе благословение патриарха. Так-то. Я эту икону на всю жизнь запомнил».

В гостях у патриарха Евгений Александрович так и не побывал. Думал, еще успеет, но не успел.

Первенец у заказчиков

В мастерской Евгения Шумилова побывать не удалось. Чужакам туда вход строго запрещен. Иконописец пояснил, что это сакральное место, куда не входят даже приближенные.

IMG_2566_1.jpg
Фото Павла Комарова

«Если работаю над иконой, погружаюсь и ни о чем не думаю. Не слышу ни телефона, ничего. Постоянный контакт с аналоем. При реставрации должна присутствовать определенная степень аскезы. Я в чем-то себя ограничиваю, не бреюсь. И пока доделывается икона, я обрастаю и становлюсь таким страшным, что можно детей пугать», — смеется Евгений.

Если человек заказал икону, то мастер думает и о человеке. Образ бывает чем-то похож на заказчика, говорит иконописец. Изография всегда одна, но характер иконы разный. Человек, для которого пишется икона, должен в процессе написания блюсти пост.

Работает умелец в лучших традициях иконописцев Оружейной палаты. «Это считается высшим пилотажем. Иконописцы Оружейной палаты были поставщиками Кремля. Это были лучшие мастера. Только таких и брали», — говорит мастер.

Иконы в кузбасслаке

Однажды в деревне Евгений увидел икону Богородицы «Всех скорбящих радость». Письмо и работа мастера были выполнены великолепно. Но на образе была трещина, которую нужно было заделать.

IMG_2709_1.jpg
Фото Павла Комарова

«Человек мне хвастается: «Вот, я ее кузбасслаком закрыл с землей». Я спрашиваю: а зачем с землей? Ну, она загадочная становится. Я говорю, она почти целая была, зачем это? Сейчас все это нужно снимать, красочный слой повредится. Все, что он за пять минут заделал, реставратор будет полгода снимать. И потерь будет порядка 30-40 процентов. И то, если хороший реставратор попадется», — возмущается Шумилов.

Такие случаи нередки, когда из-за невежества и желания сэкономить «умельцы» в стремлении сохранить реликвию еще больше портят ее.

На восстановление икон уходит несколько месяцев. За кропотливой работой теряется зрение. Почти все реставраторы ходят в очках, потому что проработка мелких деталей требует специальных линз.

Не говоря уже о различной химии, которую используют в морении, тонировании, пропитках древесины. Они негативно сказываются на органах дыхания и коже.

При изготовлении оклада раньше использовали технику огненного золочения. Растворяли золото в ртути. Такой работой занимались люди, тяжело нагрешившие и приговоренные к наказанию. Душегубы, например. Понятно, что такой человек был уже не жилец, и через несколько месяцев работы он умирал. Таким образом людям давали шанс искупить свой грех.

IMG_2576_1.jpg
Фото Павла Комарова

Современная средневековая техника

В работе Евгений Шумилов использует только натуральные компоненты: яйца, золото, серебро, осетровый клей. Стоимость некоторых материалов сравнима с новым автомобилем.

Например, килограмм осетрового клея стоит порядка 600 тысяч рублей. Не говоря уже о золоте. Соответственно, стоимость иконы может взлететь до нескольких сот тысяч рублей. И это не предел.

«Я берусь за серьезные работы и придерживаюсь того, что материалы должны быть натуральными. А зачем их заменять, чтобы удешевить? Мы же Богу благодарность отдаем, как своему ребенку. Это все по канону», — уверен мастер.

Древесина используется особенная — лиственница, кипарис. Последний самый удачный вариант, так как он тверд, имеет мелкозернистую текстуру и слабо поддается деформации.

Раньше древесину закапывали в землю на пять-шесть лет. Потом доставали, высушивали, напиливали и ждали, пока ее поведет.

IMG_2611_1.jpg
Фото Павла Комарова

Применение таких техник преследовало не только воспитательные цели, но и утилитарные. В процессе жизни икона может испытывать экстремальные перепады температур и влажности.

«Не следуй такой технологии, например, знаменитая «Троица» Андрея Рублева, до нас бы не дожила», — говорит Евгений.

В храме во время богослужения душно, открываются окна, двери, и перепад температур огромен.. Древесина начинает ходить, рассыхаться. Влажность увеличивается, и она выпрямляется. 30 градусов жары — она пошла обратно.

«Вот почему хорошие материалы используются. Тот же осетровый клей, он очень эластичен и лучше всего сохраняет древесину. А то, что сейчас в большинстве своем используют — это 50 лет сохранности максимум. И батюшки сетуют очень многие на такое качество», — рассказывает иконописец.

IMG_2643_1.jpg
Фото Павла Комарова

Сейчас иконописью Евгений Шумилов практически не занимается, только реставрацией. Его работы можно увидеть в новосибирских храмах, например в храме Архангела Михаила — икона Богоматери «Троеручница» (19 век). В храме Новомучеников — отреставрированный образ Иоанна Предтечи. В одном из монастырей области — восстановленное им распятие 19 века.

Обсуждение статьи (0 комментариев)
Отправить комментарий
Популярные новости
miss.jpg
8C5A2102.jpg
Главные новости
Облако тегов
9 Мая Авто Амбиции Анонс Армия Астрономия Безопасность Безопасные и качественные дороги Бизнес Благотворительность Благоустройство Бюджет Ветхие дома Вечерний разговор Видеохит Визит Время спорта Выбор редакции Выборы Выставка Гастроли Город безграничных возможностей Город молодых, информационный ресурс КДМ г. Новосибирска Городские приоритеты Дискуссия Долгострои Дороги ДТП ЕГЭ Живопись Животные Жилье ЖКХ Здравоохранение Земля и имущество Зоопарк Имидж Интервью Информатизация История Итоги года Капитальный ремонт Кино в Новосибирске Классный час Конкурсы Консультация специалиста Криминал Культура Курьезы Мода Молодежь Музыка Мэр Наказы избирателей Наука Недвижимость Новосибирск в цифрах Новый год Образование Общественность Опрос Отдых Отставки и назначения Охота Паводок Пенсии Перед телевизором Погода Пожар Поздравления Полезный город Потребительский рынок Почетный житель Права потребителей Праздники Проекты планировки Происшествия Прокуратура Промышленность Работа Религия Розыск Сделано в Новосибирске Семья Скандал Событие Соцзащита Спорт Статистика Стратегия Строительство Суд Тарифы Театр Технологии Транспорт Туризм Финансы Фото месяца Фоторассказ Футбол Хоккей Четвертый мост ЧП Шахматы Школа Экология Экономика Экстрим Энергетика Эстафета патриотизма поколений Ярмарка