Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Легендарные радиоголоса Новосибирска: Евгений Величко

Никита Манько
Никита Манько
17:25, 05 ноября 2014

Как диджеи советских дискотек превратились в музыкальных радиоведущих. Почему первым музыкальным радио в России стала новосибирская «Новая волна», а не московская «Европа Плюс». Про драки на дискотеках, как прорывались через цензуру комсомола и сколько зарабатывали. Интервью с первым ведущим радио «Юнитон», редактором музыкальных программ на радио «Городская волна»  Евгением Величко открывает цикл материалов «Новосибирских новостей» о легендарных радиоголосах нашего города.

«Вы включили песню «Полюбите пианиста» – это же пропаганда гомосексуализма»

– Где в Новосибирске проходили лучшие дискотеки в  80-х?

– В 80-е годы безусловным лидером дискотечного движения стал клуб «Отдых», в котором проводились так называемые откупные вечера (заказанные предприятиями и организациями), а также «вечера любителей музыки и танцев», на которые при определенной настойчивости (с билетами тоже были проблемы) мог попасть любой желающий. Число желающих потанцевать под модные заграничные ритмы зашкаливало.

– Какую музыку слушали в то время?

– Все эти песни легко найти в многочисленных сборниках «Дискотека 80-х», которым в интернете несть числа. Однако у Новосибирска была своя «фишка». Мы географически находимся между Москвой и Владивостоком, соответственно, меломаны подпитывались из музыкальных каналов по двум направлениям. Из столицы шла большей частью европейская музыка, а Дальний Восток снабжал нас дисками из Японии и США. Некоторые песни, ставшие у нас танцевальными хитами, в московских дискотеках никто не знал... Например, Pete Shelley – Telephone Operator и Devo – Jerkin’ Back’ n’ Forth – хиты клуба «Отдых» в 1984 году.

– Была ли цензура на дискотеках?

– На «официальных» вечеринках каждая программа должна была быть утверждена вышестоящими организациями, чтобы идеологически всё было правильно. Для дискотек вводилась квота на соотношение отечественных хитов к зарубежным – 80/20 , 50/50.... Однако советских танцевальных песен в то время было мало, и на строгие требования почти все диск-жокеи закрывали глаза.

Программы утверждали («литовали») «Международный дом самодеятельного творчества» в ДК «Строитель» и управление культуры Новосибирского горисполкома. Ты приходил, отдавал на проверку текст, показывал слайды. Если все было нормально, на главную страницу ставили штамп «Разрешено».

В дискотеки, которые продавали билеты, иногда приходили проверяющие, и, бывало, что-то запрещали. В 1984 году в клубе «Диалог» коллега Вениамин Васильев составил тематическую программу по пластинке фирмы «Мелодия» «Валерий Леонтьев поет песни Раймонда Паулcа».

134566.jpg
«Кто как, а я наушники на гвоздь вешать не собираюсь» Турция, г. Кемер. 2013 год. Фото из архива Евгения Величко

Звучат песни с продающегося в магазинах диска, ничего «военного», обычная советская эстрада. Проверяющий подходит и говорит: а вот вы включили песню «Полюбите пианиста» – это же пропаганда гомосексуализма.

И начинает грозить диджею всевозможными карами. Дискотеки были не самым желанным продуктом для властей, хотя, положа руку на сердце, борцов с режимом среди их работников я там и не встречал.

Многие танцевальные программы без всяких разрешений проходили в общежитиях, там крутили какую угодно музыку, за это теоретически могло «прилететь».

– Какую музыку запрещали в СССР?

– Особых гонений у нас в городе не было. Несмотря на то что у начальства имелась бумага из Москвы, где перечислялись группы, чье творчество было нежелательно использовать, никто из диджеев за цензуру «не попал». Кроме, как говорят, режиссера «Новосибирской студии телевидения» Марка Копелева. Пионер дискотечного движения пострадал якобы из-за песни коллектива Goombay Dance Band – Marrakesh. Почему-то Марракеш – город в африканском Марокко – кто-то посчитал сионистским символом. Марка уволили из дискотеки, с работы, он уехал в Америку. (Сейчас Марк – портной в «Метрополитен-опера», фотохудожник и писатель – прим. «НН»). Одной из запрещенных групп был ансамбль из Западной Германии «Чингиз Хан», якобы выпустивший песню «Нет Московской олимпиаде».

ФЕСТ.jpg
Команда новосибирских диджеев проводила дискотеки на молодежном фестивале в Москве. Фото из архива Евгения Величко

Хит «Наш вождь Самора Машел нам свободу подарил»

– Были ли гастроли в другие города?

– В 1985 году проводился международный фестиваль молодежи и студентов в Москве и сборная дискотечников Новосибирска поехала в Молодежный Центр «Олимпиец». Мы развлекали 500 человек из 55 стран. Веселая тусовка. Люди из ЦК ВЛКСМ (а всё находилось под их контролем) попросили играть в программах по одной песне из каждой страны-участника фестиваля, чтобы никого не обидеть... От этой рекомендации мы пришли в ужас...

Понятно, что у нас были песни английские, французские, американские, немецкие, кое-что из так называемых демократов (так назывались исполнители и ансамбли из социалистических стран). Чтобы как-то выйти из положения, руководитель дискотеки Юрий Слуянов пошел в местную библиотеку и принес польские и болгарские пластинки, а также забавный диск «Мелодии республики Мозамбик». Главным хитом «Мелодий» была композиция «Наш вождь Самора Машел нам свободу подарил».

Прослушав монотонное мужское пение под аккомпанемент одного только барабана (это продолжалось минут шесть), мы пришли к выводу, что свобода, возможно, была подарена не в полном объеме и песню эту, чтобы народ с площадки не разбежался, ставить не нужно.

В конце концов, ситуацию разрулили. Под нашу ответственность и обещания создать клевую танцевальную атмосферу нам разрешили составить программу по своему вкусу, однако попросили, чтобы все тексты были идеологически выдержанными.

Проверял фонотеку «полиглот» из КГБ. Он прослушал все песни, и забраковал только знаменитый в то время хит голландской команды Digital Emotion – Get Up! Action из-за звуков стрельбы.

– Как можно было стать диджеем в те времена?

– Можно сказать, что работать в дискотеку шли люди, которые не могли реализовать себя в существовавшей системе, потому что слушали не ту музыку, читали не те книжки... Да и публика собиралась не только для того, чтобы потанцевать и познакомиться, а еще и, как сказал один мой знакомый, «жокера» послушать. Поскольку информации о зарубежных да и советских популярных исполнителях практически не было, поэтому для диджея очень важно было разбираться в музыке, знать кто, что, откуда, сколько пластинок записал...

Нужно было быстро реагировать на настроение публики, где-то пошутить («Чтобы танцующих на площадке стало больше, объявляем белый танец»). Поэтому диджей в советское время выступал в роли артиста разговорного жанра, который к тому же ставил музыку. Никто не отменял хорошую дикцию, голос – это уже похоже на радиоведущих.

Универсального способа устроиться на работу не было. Если ты чувствовал в себе потенциал, ты приходил в дискотеку, просил разрешить попробовать свои силы.

15-20 рублей за вечер

– Сколько зарабатывал диджей в Новосибирске во времена СССР?

– Такого понятия как «работаешь со сбора» в официальных дискотеках не существовало. Стоимость билета была фиксированной – 1 рубль. Диджеям и слайдоператорам, работавшим стабильно, платили зарплату 100–120 рублей в месяц. Иногда, чаще всего по праздникам, возникали халтуры. Там за вечер можно было «поднять» 15–20 рублей.

Где-то в 1986-м появились первые кооперативы, где можно было потребовать себе гонорар за наполняемость зала. Однако в тех местах, где мне пришлось поработать, «Отдыхе» и «Диалоге», были четко определенные ставка и зарплата. С 1983 по 1988 год я работал три–четыре дня в неделю. За 5 лет провел более тысячи дискотек.

В середине 90-х на радио платили порядка 3 млн рублей за месяц. Но удачный заказной вечер, например, свадьба, мог принести диджею доход в почти четверть месячной зарплаты. В клубах также можно было заработать, поставив песню на заказ.

– Как сложилась судьба первых дискотечников Новосибирска?

– Из поколения 80-х на радио работают два человека. Ваш слуга покорный и Борис Комаров, он руководит холдингом «Юнитон-Медиа». Те, про кого знаю, в принципе нашли свою дорогу в жизни. Два человека возглавляют местные телеканалы, один – кандидат наук, преподает в СГУПСе, еще один – во власти. Кто-то занимается инвестиционной деятельностью, кто-то стал директором торгового дома.

8C5A2084.jpg
Только двое из тех, кто работал в 80-х на дискотеках, остались работать на радио. Фото Марии Козловой

– Куда ходили студенты и где тусовались «мальчики–мажоры?»

– Какого-то четкого разграничения не было, мы же все были единой исторической общностью – советским народом. Хотя в «Экипаж» в ДК Чкалова ходили ребята попроще, а вот «Чайник» (на диджейском сленге клуб «Отдых») собирал золотую молодежь. Там тусовались ребята из обеспеченных семей, которые приходили на народ посмотреть и себя показать. Хотя часто даже не себя, а модную одежду, привезенную из-за границы или купленную на барахолке у фарцовщиков.

Студенты предпочитали ходить в свои дискотеки, где все удовольствия были «за бесплатно».

«Для дураков объясняю, это не «Смоки»

– Мог ли диджей пострадать за свою музыку?

– Нападений на диджеев не припомню, хотя была занятная история с дискотекой сельхозинститута. Ребята отправились «подкалымить» в область. На одной из дискотек в сельском клубе зазвучала песня группы Santa Esmeralda, а в зале начали кричать: «О, Smokie, это Smokie!». Ведущий Юра Разумов взял микрофон и сказал: «Для дураков объясняю, это не «Смоки», а «Санта Эсмеральда». После чего дискотека эвакуировалась через чердак – возмущенная публика требовала крови «городских».

Еще один курьезный случай – в «Диалоге» была традиция в качестве шефской помощи выступать в колонии для несовершеннолетних преступников на Гусинобродском шоссе. После программы, посвященной Валерию Леонтьеву, к коллективу подошел офицер, поблагодарил за работу и, немного стесняясь, попросил исключить из репертуара песню «Зеленый свет». Дело в том, что слова «Все бегут, бегут, бегут» вызвали нездоровое оживление среди слушателей.

– Расскажите, как обычно проходили танцевальные вечера?

– В «Отдыхе» диджей работал на сцене, а на 2 этаже в кабинете сидел руководитель дискотеки. Он наблюдал за ходом программы, слушал, о чем ты говоришь и давал ценные советы: «Сейчас нужно поставить песню «В краю магнолий». У диджея был специальный наушник, через который и раздавались «указания и распоряжения с вышестоящего командного пульта». Впрочем, связь была двухсторонней... Поэтому если диджей оживленно мотал головой, то это совсем не означало, что он вошел в раж от музыки... Скорее всего, он, мягко говоря, оспаривал решение руководства. Ладно, под «Траву у дома» плясал весь зал, а вот как было заставить трезвых людей танцевать под «Учкудук»? Потому и ругались с начальством.

Наверху располагались несколько слайд-проекторов, с помощью которых специально обученный человек – слайд-оператор проецировал изображение на экран над сценой. Это были не только целомудренные виды природы, но и фотографии исполнителей и групп с обложек пластинок и из буржуйских журналов Bravo, Popcorn, Melody Maker.

Цветомузыкой заведовал легенда клуба Коля «Хендрикс». Помимо управления большим зеркальным шаром, висевшим над центром зала, он играл на клавишах, каждая из которых зажигала разноцветные лампы над танцплощадкой.

Дискотеки проходили со среды по воскресенье c 19:00 до 22:00. Тематическая программа длилась 35-40 минут, потом был небольшой перерыв, и начинались танцы. Выход диджея после каждой песни был обязательным – он представлял песни, шутил, давал подводку–отводку, как сейчас на радио. Миксом песни практически никто не играл, техника не позволяла, да и начальство считало, если песни звучат подряд, «без конферанса» – работник халтурит.

Звук на дискотеках был достаточно мощный, танцпол «накрывало» громкой музыкой и поговорить во время танцев уже не получалось. В «Отдыхе» своеобразная акустика – на сцене ты слышишь глухой звук, а в зале все идеально. Поэтому, к примеру, уже гораздо позже Леонид Агутин почти полдня настраивал аппаратуру перед своим концертом.КРАТКОЕвгений Величко родился в 1963 году в Новосибирске. Окончил факультет автоматики и вычислительной техники в НЭТИ (НГТУ). С 1983 по 1988 год работал диджеем дискотеки клуба «Отдых». С 1990 года работал радиоведущим и автором музыкальных программ на радио «Новая волна». В 1995 году стал первым ведущим на радио «Юнитон». С 2007 года работает редактором музыкальных программ на радио «Городская волна». Услышать программы Евгения Величко можно в эфире радио «Городская волна» на частоте 101,4 FM и 73,58 УКВ и в онлайн-режиме на сайте «Новосибирские новости».Иногда в «Отдых» приглашали выступить на дискотеке звезд, приезжавших в ЛДС «Сибирь». Участники молодежных коллективов (к примеру, «Земляне») приходили без пафоса ради собственного интереса. Некоторые артисты требовали гонорар. Геннадий Хазанов сказал: «Ребята, я не попугай, мне платить надо». И в «Отдых» не попал.

Всё игралось на катушечных магнитофонах

– На какой аппаратуре диджей ставил музыку?

– Примерно до середины 80-х все игралось на катушечных магнитофонах. Самыми ходовыми были киевские «Маяки» и наша «Комета-212» (ее выпускал Новосибирский завод точного машиностроения). Диджеи заранее записывали несколько катушек со сборниками песен. Пока на одном магнитофоне крутилась песня, на втором ведущий находил композицию, способную продолжить программу.

В клубе «Отдых» использовали более продвинутую технологию. Местная фонотека размещалась на маленьких катушках-синглах. На каждом из них записывали от одной до трех песен с каждой стороны.

Если стандартная «Комета» перематывала катушку с лентой длиной 525 метров за 3 минуты, то «Тембр» справлялся с задачей за 40 секунд. Синглы и «магнитофоны-самолеты» (частенько бывало такое ощущение, что аппарат взлетит) позволяли сэкономить время и продумать следующее обращение к публике, а зачастую просто перекурить.

«Диалог» работал с фирменным венгерским пультом, в котором вместо двух «вертушек» поставили кассетные лентопротяжные механизмы. Только для улучшения качества звука скорость движения ленты была увеличена в полтора раза. Даже если у нас пропадала кассета, мы были уверены, что послушать ее похитителю нормально не удастся.ПЛЕЙ-ЛИСТ10 Хитов дискотеки «Новосибирск» на Всемирном Фестивале молодежи и студентов в Москве, 1985 г.

1.Modern Talking – You Can Win If You Want
2.Flirts – Helpless
3.Dead Or Alive – You Spin Me Rounf
4.Ricchie e Poveri – Mamma Maria
5. Lime – Unexpected Lovers
6.Videokids – Do The Rap
7.Fancy – Colder Than Ice
8.Веселые Ребята — Бродячие Артисты
9.Игорь Скляр - Комарово
10.Аркадий Хоралов - Бесконечность

С пластинок никто в городе не играл – они были дорогие, к тому же не было гарантии, что иголка не начнет «скакать» от танцев в зале.

– Как диджеи из дискотек попадали на радио?

– Музыкальных радиостанций различных форматов в СССР не существовало вообще. Были радио «Маяк» и «Первая программа Государственного радиовещания». В Новосибирске многие помнят «Стереофонические передачи на волне 4.33 метра». В эфире звучали радиоспектакли, симфоническая и классическая музыка.

Первая негосударственная музыкальная радиостанция в России появилась здесь, в Новосибирске. Все считают, что пионером FM-вещания в стране стала «Европа Плюс», вышедшая в эфир 30 марта 1990 года. Но на самом деле это была новосибирская «Новая волна». Она начала вещать 1 января 1990 года. Главный редактор «Новой волны» Амир Нагуманов набрал диджеев из дискотек – они и «сделали» новое звучание.

Что происходит

Если вы пропустили: новый мэр, испытания самолёта и официант-робот

«Вещдок: папка с эскизами»: выставка узника ГУЛАГа в краеведческом музее

День комфортного голосования: волонтёры помогли выбрать парки в офлайне

Театр «Красный факел» смешал все жанры музыки в «Ромео и Джульетте»

Автобус для раненых передал на СВО новосибирский муниципальный перевозчик

Новосибирец требует полмиллиона за ожоги в аварии на Петропавловской

Парк для всех возрастов: как может преобразиться Сосновый бор

30 лет заксобранию: депутаты приняли поздравления от губернатора

Заезд для семей участников СВО стартовал в центре «Морской залив»

Фантастические инсталляции создал в стенах музея скульптор Сафардиар

Маршруты транспорта изменятся в Академгородке из-за полумарафона

Показать ещё