Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Забытая береста: как сибирячка делает из неё абажуры и кресла

«Мама шила мне штаны из берёзовой коры» — эту весёлую песенку на привязчивый мотив помнят практически все. А вот что такое береста, и какие прекрасные вещи из неё можно делать — знают далеко не многие. Сибирячка Анастасия Кощеева — единственный промышленный дизайнер в Германии, решивший возродить забытое ремесло. Девушка занялась производством функциональных предметов из бересты, которые можно смело использовать в быту — посуды, абажуров и даже табуреток и кресел.

Лариса Сокольникова
Лариса Сокольникова
20:15, 08 октября 2018

Для справки: Анастасия Кощеева — предметный дизайнер, родилась в Красноярске в 1987 году. С 2006 года живёт и работает Германии. Имеет студию в Берлине, где работает с берестой. Работала в таких студиях, как e27, Matthias Ries Research and Design. Её работы публиковались в таких изданиях, как Domus, Designboom, AD, Design-Milk, а также были представлены на Munich Creative Business Week, DMY, SaloneSatellite Moscow.

23456(1).jpg
Анастасия Кощеева. Фото: Ростислав Нетисов, nsknews.info

На встрече со студентами и коллегами в НГУАДИ Анастасия Кощеева рассказала, что на мебельной выставке в Милане итальянцы не верили ей, что она работает с корой берёзы. Думали, что это на коже напечатан такой узор. Финны же напротив — не удивились, а одобрили применение такого природного материала.

По словам Анастасии Кощеевой, запасы бересты в России сравнимы с запасами нефти. Общие резервы бересты в России оценивают в 9 млрд тонн, а нефти — 10 млрд тонн. Отличие только в том, что береста — это продукт, который гораздо быстрее возобновляется — за 30 лет. В то время как для нефти этот период превышает 30 млн лет.

Дизайнер напомнила, что в дореволюционную эпоху в России вообще, и в Сибири в частности, бересту применяли для изготовления практически всех предметов быта — от детских игрушек, коробов для хранения продуктов и лаптей до кровли домов и лодок. Это прочный и надёжный материал, не требующий дополнительной обработки. Её не нужно смазывать маслом или обрабатывать воском. Она очень прочная и эластичная, обладает качествами кожи, а также антисептическими и изолирующими свойствами.

Бересту снимают с дерева один раз в год — весной. При этом дерево остаётся целым и невредимым, поскольку снимают только внешний слой коры. Основную кору оставляют на дереве.

По словам Анастасии, проблема в том, что ремесло обработки бересты практически забыто, мастеров очень мало, а молодёжи это не интересно. На рынке представлена в основном сувенирная продукция из бересты. Функциональных предметов вы не найдёте.

«В России бересту воспринимают только в фольклорном контексте. Я же занимаюсь вопросом, как этот материал перенести в новый контекст и делать из него функциональные вещи», — подчёркивает Анастасия.

Из всех своих первоначальных идей изделий из бересты Анастасия Кощеева выбрала для реализации кресло. Как говорят немцы, стул — это королевская дисциплина промышленного дизайна. Сделать хороший стул очень сложно. «Я в своём кресле использую максимально доступные по ширине куски бересты, натягиваю их на металлический каркас. Моя концепция основана на работе с контрастами текстур, материалов и цветов. Для швов намеренно использовали неоновый ненатуральный цвет, чтобы подчеркнуть текстуру бересты», — рассказала дизайнер.

С креслом в 2014-м году Анастасия участвовала в конкурсе SaloneSatellite Moscow, по итогам которого её с линейкой предметов From Siberia (кресло, табурет, абажур и туеса) пригласили на самую крупную мебельную выставку в мире, которая состоялась в Милане в 2015-м году.

«В Милане был такой огромный интерес к предметам из бересты, что я поняла — этим нужно заниматься дальше. В 2015-м году я начала искать мастеров, а в 2016-м году открыла собственное производство и создала бренд Moya. За последний год я посетила с ним семь крупных выставок по всему миру», — вспоминает Анастасия.

В своей работе дизайнер соединяет современную лазерную технологию с неповторимыми текстурами бересты, оставляя все естественные наросты и изъяны материала. Декоративные элементы, такие, как прессование, она пытается не использовать.

«Я своё внимание фиксирую на функциональности и сохранении естественной фактуры», — подчёркивает дизайнер.

Показываем главное здесь и сейчас — подписывайтесь на Новосибирские новости в Instagram.

Что происходит

Ездить по кладбищам Новосибирска запретят на Радоницу и Троицу

«Остеопороз не болит»: как сохранить кости крепкими и избежать переломов

О трамвайном краеведении расскажут на Городской волне

Ученики из 21 школы посоревновались в знании прав потребителей

S7 возобновляет прямые рейсы из Новосибирска в Астану и Алма-Ату

«Библионочь-2024» в Новосибирске: афиша самых интересных событий

Как делают огромные вентиляторы: репортаж с завода «ТАЙРА» в Новосибирске

С песней по жизни: Сибирский русский народный хор отмечает 80-летие

Улицу Ленина в Новосибирске не планируют перекрывать этим летом

Трёхтысячелетний пояс колесничего нашли археологи из Новосибирска

Испытания самолёта SJ-100 в СибНИА завершат к 2025 году

Показать ещё