Новосибирский оперный театр открыл новый сезон. Зачем горожане тратят последние деньги на билет? Чем удивит зрителей новый «Щелкунчик»? Что ждёт участников образовательного проекта «Открытый НОВАТ»? Об этом и многом другом в утренней программе Дмитрия Молота и Вадима Белинского «Новосибирск — главный!» на радио «Городская волна» (101,4 FM) рассказал главный режиссёр театра оперы и балета Вячеслав Стародубцев.
— Доброе утро, уважаемые новосибирцы! Как и было обещано, Дмитрий Молотов и Вадим Белинский с вами не попрощались. Более того, предлагаем вам выяснить, любите ли вы театр так, как нынешний гость. У нас в гостях человек с огромным количеством званий и регалий, которые, упомяну, так сказать, для протокола: кандидат искусствоведения, член Союза театральных деятелей, а самое главное — главный режиссёр, не побоюсь этой тавтологии, Новосибирского Государственного Академического театра Оперы и Балета — Вячеслав Стародубцев. Доброе утро.
— Здравствуйте. Доброе утро.
— Здравствуйте. Я сейчас подумал: не просто так наш народ называет театр оперным, да? А теперь у нас непосредственно оперный человек фактически возглавляет этот театр. И у нас остановка будет называться в течение часа «Оперный».
— Хорошо.
— Давайте оттолкнемся от прошлого сезона. Вот давайте в двух словах, буквально для того, чтобы, оглянувшись назад, пойти вперёд. Что там было интересного? Какие есть вещи, которые можно отметить?
— У нас происходило очень много интересных событий — это, естественно, премьеры. Потому что театр — это такой организм, который должен постоянно радоваться, благодаря новым спектаклям. Радовать себя и зрителей. И в прошлом сезоне у нас были интересные премьеры: например, опера «Бал маскарад». Также у нас были очень интересные балетные премьеры. И закрытие сезона, закрытие оперного сезона, которое прошло 13 июля, у нас такое же интересное событие, как фестиваль нашей любимой удивительной певицы, артистки Вероники Джиоевой.
А ещё, мне как-то захотелось разнообразить нашу жизнь и не только делать концерты, спектакли. Я придумал историю с «театральной аллеей». И артисты — звёзды мировой оперы, которые участвовали в гала-концерте по случаю закрытия оперного сезона, фестивале Вероники Джиоевой, — посадили вместе с остальными участниками «театральную аллею».
— Мы видели фотоотчёт. Некоторым участникам этого действа, даже состояния здоровья, я сейчас имею в виду переломы ног, вывихи, не помешали принять участие в этом интересном мероприятии.
— Это случилось как-то очень неожиданно, знаете, такая сакральная жертва Новосибирску за два дня до гала-концерта. Знаете, хотелось действительно делать какие-то интересные, хорошие дела, добрые. Быть открытым, чтобы зрители соединились с артистами, театр вышел на улицу, и улица увидела, насколько мы открыты, что мы за люди, насколько мы интересны. Для нас это очень важно, потому что я считаю, что театр — там, где творят художники, режиссёры, балетмейстеры, хореографы.
У нас, помимо спектаклей, есть образовательный проект «Открытый НОВАТ», в котором мы проводим такие встречи, которые называются «Открытые диалоги». На протяжении всего прошлого сезона эти встречи были с Денисом Матвиенко, Дмитрием Юровским, Анной Жаровой, артистами театра оперной и балетной труппы.
Мне хочется наладить этот живой интересный диалог зрителя и артиста. И эта «театральная аллея» — это первый шаг. Кстати, 7 сентября, в день открытия оперного сезона, открытия вообще сезона оперного и балетного, мы открываем оперы «Любовный напиток», и 7 сентября у нас будет закладка следующей партии деревьев. Мы посадим деревья памяти выдающихся артистов Новосибирской оперы — это замечательный Валерий Егудин, это Лидия Крупенина, Бердышев — наши известнейшие балетные звезды. Это деревья памяти, памяти этих великих людей, которые создали славу Новосибирской оперы.
Для меня это тоже очень важно: чтить и понимать. Чтить память и понимать что эти люди своей судьбой, своим сердцем, своим здоровьем создали славу, творческую и культурную славу этого удивительного великого театра.
— Прекрасно. Получается, что наш театр несёт не только культуру в массы, но и занимается озеленением города. Неплохо, согласитесь? Какие-то заслуги, награды, успехи официального плана были у театра в прошлом году, вот то, о чём обязательно нужно рассказать. То, чем нужно гордиться, помимо тех движений, которые сам театр осуществил.
— Вы знаете, моя гордость — это премия «Парадиз». Это премия союза театральных деятелей Новосибирска. Наш спектакль «Аида» — фэшн-опера — стал лучшим музыкальным спектаклем сезона. Замечательная Ольга Колова получила специальный приз за исполнение главной роли в опере «Турандот», это для нас тоже очень важно. Для нас очень важен Никита Ксенофонтов — молодой солист балетной труппы. Он тоже получил престижный приз на одном из ведущих российских хореографических конкурсов.
Но самая главная победа — это наши полные залы. Вы понимаете, что есть оценка профессионального общества, которая бесспорно важна и нужна. Это то зеркало, в которое мы смотримся. Есть ещё зритель, и, вы знаете, я скажу честно, не кривя душой, и, может быть, все музыкальные и немузыкальные критики обидятся на меня в этот момент, для меня важнее зритель, который приходит, открывает свое сердце, свою душу, тратит последние деньги на билеты, понимаете? И для меня это важно, этот диалог, и эта искренность этих глаз и открытых сердец. Такова моя позиция.
— Как говорил один из моих любимых мультипликационных героев «Продолжаем разговор». Давайте плавно перейдём к новому сезону, 73-му, если мы не ошибаемся, по счёту. Откроется он, как мы знаем, оперой — премьерой «Любовный напиток». Мне очень нравится подпись: «Оперная дегустация».
— Мне, знаете, хотелось как-то заинтересовать. Мы очень много всего дегустируем и в кино, и в ресторанах. Мне кажется, что для тех, кто вообще не знает, что такое оперный жанр, пора продегустировать и оперу. Именно поэтому здесь и появилась эта надпись: «Оперная дегустация». А если серьёзно, то опера — это серьёзное искусство, драматическое, где грандиозная музыка, исполняемая оркестром, попадает в какие-то бессознательные отделы души, сердца и воздействует каким-то определённым способом.
— А вы неравнодушны к опере.
— Я да! Мы думали, чем же открыть наш сезон. И, исследовав и проанализировав весь репертуар, который на данный момент существует, мы решили поставить комическую оперу. Кстати говоря, в новосибирском театре комическая опера не шла уже более десяти лет. Я считаю, это катастрофа. Потому что каждый уважающий себя театр должен иметь разнообразный репертуар. Этот шедевр Гаэтано Доницетти, который был написан 185 лет назад, он, кстати, шёл в Новосибирске 40 лет назад. Да, в 1977.
— Ничего себе, такой промежуток.
— Мы решили восстановить эту несправедливость и открыть сезон 7-8 сентября оперой Гаэтано Доницетти «Любовный напиток». Это интересная опера с занимательным легким сюжетом. Кстати, эта опера такая искромётная, как брызги шампанского. Я считаю, в мелодии, в музыке Гаэтано Доницетти уже есть предпосылки такого жанра, как оперетта. Она настолько ярка, легка, благозвучна, интересна, что никого не оставит равнодушным.
— Есть какие-то сюрпризы в этой премьере? Ждать ли каких-то необычных сюрпризов зрителю, который пойдет послезавтра на премьеру?
— Вы хотите, чтобы я раскрыл все секреты.
— Давайте я раскрою один секрет. Я видел фотографии: там автомобиль на сцене.
— И причём не простой автомобиль, а 1954 года. Это ретроавтомобиль.
— Я просто сейчас сопоставляю: 185 лет назад написана, автомобиль вон какого года. Всё уже интересно.
— Да, но притом, что это будет такая, достаточно яркая и современная история. Мне захотелось так сделать, проанализировав репертуар музыкальных и драматических театров. Мне кажется, что Новосибирск удостоен такого жанра, как мюзикл, и мне хотелось в этой опере вместить все приметы этого удивительного искромётного жанра. В музыке Гаэтано Доницетти есть речитативы. Я убрал эти речитативы, заменив их русскими диалогами. Это наше решение с музыкальным руководителем Дмитрием Юровским, с которым мы делаем вот уже пятый спектакль. И, самое главное, для чего это было сделано.
— С какой целью?
— С элементарной — чтобы зритель понимал сюжет, благодаря русским диалогам, а не субтитрам, на которые не все обращают внимание, это раз. Во-вторых, Новосибирская оперная труппа. Я счастлив работать с этими удивительными и потрясающими артистами. Они очень талантливые, и с каждой новой постановкой мне хочется открывать их новые и новые стороны. Так вот, эти драматические диалоги они ведут, как драматические артисты. И мне кажется, это такой сюрприз, который должен порадовать любителей оперного театра, любителей оперы, и вообще именно поклонников этих артистов: Алексея Зеленкова, Ольги Колобовой.
Хотя, конечно, и это будет у нас: большие и интересные проекты, интересное сотрудничество. Например, с Дмитрием Корчаком, который будет достаточно часто теперь к нам приезжать. И у нас участвуют молодые солисты: Кирилл Нифонтов, Надежда Нестерова, Дарья Шувалова. Это такие молодые звёздочки, которые в скором времени вообще серьёзно заявят о себе, помимо Алексея Зеленкова, Павла Янковского, Ольги Колобовой, Марии Белокурской. И это очень интересный состав.
Конечно же, такая роль, как Доктор Дулькамара, шарлатан — такая очень яркая история получилась с этой ролью. Её исполняют Алексей Лаушкин и Владимир Огнев. Так что, мне кажется, получается такой симбиоз драматических диалогов, яркой музыкальной эстетики и хореографии, которую, кстати, ставил достаточно известный хореограф Артур Ощепко, работавший с ведущими российскими режиссёрами. Он ставил шоу с Бари Алибасовым, и это интересный человек. Он заставил танцевать наших солистов и наш удивительный хор.
— Получается, несмотря на эту подпись «оперная дегустация», можно будет насладиться оперным искусством в полной мере. Дегустация же подразумевает только пробу, а тут можно всё-таки наслаждение получить. Правильно я понимаю?
— Да, правильно.
— А вот в чём, в двух словах, отличается премьерный показ от последующих? Есть ли какие-то импровизации, может быть, или всё отрепетировано?
— Нет, конечно же всё отрепетировано. Это очень серьёзный процесс: когда мы видим эту лёгкость и эту какую-то ненавязчивость на сцене, мы должны понимать, что за этим стоит огромная работа. Оперный певец — это уникальный специалист, который учится, в общей сложности, 16 лет, чтобы выйти на сцену. Семь лет музыкальной школы, четыре года музыкального училища, пять лет консерватории, и только после этого человек попадает в театр.
— Есть же вечный вопрос: курица или яйцо? У нас театр оперы и балета: всё-таки, опера или балет?
— Кого вы любите больше: маму или папу?
— Понятно.
— Вопрос из этой серии. Но скажу одно: балет — это уникальное искусство, и опера — уникальное искусство, но главное, что объединяет и оперу, и балет — это музыка.
Музыка заставляет наше сердце трепетать, заставляет рождаться какие-то непонятные образы в голове, и у каждого свой образ на ту или иную мелодию, на того или иного композитора. И это, конечно, уникально. Это структура, которая говорит, что бог есть на земле, понимаете? Для меня это бессознательное воздействие, именно музыкальное, когда живой оркестр заставляет просто физически вибрировать твоё тело, это очень интересный, необычный и космический процесс. Поэтому и опера, и балет — синтетическое искусство, где, тем более, современный театр включает в себя такие мощные и визуальные структуры.
Кстати, в «Любовном напитке» у нас будет очень интересное световое решение: очень много неона, неоновых надписей, рекламных. Таких, знаете, форм. Достаточно яркий спектакль получился благодаря Серёже Скорнецкому — грандиозному художнику по свету. В этом спектакле он ещё и стенограф. Поэтому эта уникальная божественная музыкальная структура объединяет вообще всё и всех.
Я хочу сказать, у нас следующая премьера, которая очень скоро произойдёт, это «Щелкунчик» в постановке уникального, моего самого любимого современного хореографа, он ставит классику — это Начо Дуато. «Щелкунчик» — это не просто, знаете ли.
Мы привыкли, что это всё волшебство, Новый год, ёлка. Конечно же, дух праздника там присутствует, но это дух такого, интеллектуального праздника. Вот и кукла оказалась заколдованным принцем, это понятно. С помощью чего можно расколдовать эту куклу: с помощью добра, с помощью любви. Так что это, я считаю, очень мощная балетная премьера.
— И когда её ждать?
— Она будет 23-24 сентября, и 1-2-3-4 ноября тоже пройдут премьерные показы.
— Только не говорите, что в последние дни перед Новым годом «Щелкунчика» не будет.
— Нет, конечно же, будет. Но просто, понимаете, мы думаем о молодом и маленьком зрителе. Хочется, чтобы эти яркие спектакли, эта яркая музыка Чайковского, интересные сказочные ходы всё-таки воспитывали ребенка. И мне кажется, «Щелкунчик» Начо Дуато — это такой спектакль, который способен не только развлекать, но и воспитывать. И мне очень хочется, чтобы его новосибирский зритель по достоинству оценил. Я думаю, что это наша гордость.
Вообще, Начо Дуато — это уникальный человек, один из немногих мировых балетмейстеров, хореографов, постановщиков, который занимается не только классической хореографией, давая ей некую свежесть, но и таким интеллектуальным балетом, который, конечно же, при классическом наполнении, при классическом каноне, говорит о своих возвышенных идеях интеллектуальным языком. Для новосибирской балетной труппы это тоже большая радость — работать опять с ним. Он прилетит, кстати, в Новосибирск 17 сентября, и начнёт работу. До этого работают его ассистенты. Поэтому для нас это очень большое и значимое событие.
— Двух премьер мы уже коснулись: оперной и балетной. Я даже испугался, будешь тут рассказывать: будет убит ли мышиный король или нет. Мне интересно, чем вообще новый сезон будет полон, помимо этого? Есть какие-то планы?
— Есть, конечно, какие-то наметки, планы. Продумали вообще на сезон вперёд, и даже на второй и третий. Но моя гордость — это образовательный проект «Открытый НОВАТ», и моя особенная гордость — то, что мы буквально вчера созванивались с Филиппом Дзядко, главным создателем портала Arzamas.academy — это, я считаю, вообще самый главный образовательный интернет-портал у нас в России, который любят и знают все. И у нас есть договорённость о совместном проекте в Новосибирске. Будут лекции, Филипп и Arzamas.academy будут привозить лучших лекторов России, и этот проект будет в концертном зале, который откроется в декабре. И это действительно новая интересная история, которая начнется в НОВАТе.
Я благодарен руководству региона, губернатору и мэру, что они при встрече поддержали именно эту идею, эту идеологию развития театра, как социально-культурного центра. Поэтому у нас будут идти не только спектакли, но и лекции. У нас есть договорённость с философским факультетом МГУ, тоже будут совместные образовательные проекты. Совместный образовательный проект будет с музеем Чайковского. У нас будет ещё и такая жизнь. Я очень рассчитываю, что у нас молодёжная аудитория и студенческая аудитория подтянется именно к этому проекту. Так что, у нас много интересного впереди.
— Планов громадье. Скажите, в связи с тем, что зашёл разговор о молодёжи, возможен ли вопрос дилетанта? Эти многочисленные приставки: квест, фэшн, дегустация — это всё какая-то дань моде? Осознанная необходимость? Или фишечка конкретно нашего театра?
— Во-первых, это моя фишка, начнём с этого. Я хочу сказать, что многие критикуют меня именно за это, а многие любят именно за это. Я хочу сказать одно: мы должны не потерять это молодое поколение, которое должно прийти в оперный театр. И мы очень много думаем, как привлечь. И лекциями, в том числе, и это не просто маркетинговый ход, а моя осознанная позиция. Именно этим квестом мы привлекли, собственно говоря, саму группу, с которой мы делали квест.
Также у нас внутри театра и лекция, и квест-опера «Турандот», и для меня это очень важна эта часть моего диалога со зрителем. Потому что я хочу, чтобы в оперу пришли молодые зрители и влюбились в этот жанр. Чтобы они потом приходили ещё и ещё, и чтобы они открыли свое сердце для музыки, открыли свое сердце для театра. Для меня очень важно привлекать молодого зрителя, я работаю для него. Вообще, я работаю для человека, который в первый раз пришёл в оперный театр, и моя задача — не отпугнуть его, влюбить до глубины души.
— Правильно ли я понимаю, что это уже не просто желание, а есть конкретный результат?
— Конечно. И, я ещё раз повторяю, я слежу за социальными сетями, читаю комментарии. Я, к сожалению, не могу всем отвечать, потому что у меня буквально по 30-50 сообщений приходит каждый день от зрителей. И для меня это очень важно. Я очень благодарен зрителю, который действительно ведёт со мной диалог, любит наши спектакли и наших артистов. Вообще, я работаю ещё и для артистов. Понимаете, это очень важно, чтобы они были максимально раскрыты, чтобы у них было много работы, чтобы они радовались и радовали зрителя.
— Мне кажется, среди безумных идей, которыми наши слушатели могут поделиться, не ограничится высадкой деревьев. Можем строить дома, рожать детей. Серьёзный вопрос: понятно, что наш театр — это одна из главных достопримечательностей нашего города, символ, знак, если хотите. Но, опера и балет — это всё явление такое международное, и хочется понять: за пределами нашего города, нашей области, да даже за пределами нашей страны, вот как далеко простираются ваши планы, и что в них входит?
— Мне бы очень хотелось, чтобы новосибирскую оперу и новосибирский балет знали не только в России, но и как можно больше упоминали в Европе, на Западе и за рубежом. И мне посчастливилось недавно быть в жюри международного конкурса оперных режиссёров. Я познакомился там с Николасом Пейном.
Для меня это очень важно, объясню, почему. Есть такой портал, «ОпераБейс». Это закрытая база оперных артистов, и ключи к этой базе имеют многие, но далеко не все ведущие. Это такое закрытое общество, в котором состоят ведущие интересные агенты, импресарио. Там есть информация о каждой постановке, о каждом солисте.
Для меня очень важно, чтобы Новосибирский театр оперы и балета знали за счёт его артистов. Не за счёт скандалов, а за счёт постановок. Я очень надеюсь, что мы войдём в эту ассоциацию, что о наших солистах узнают все агенты, импресарио и все театры мира. Для меня очень важно открыть Новосибирск мировому профессиональному оперному сообществу. И я считаю, что у меня была такая задача очень долго, и Господь помог, что мы с Николасом действительно встретились и договорились об этом сотрудничестве. И 13 октября я представляю России на ассоциации «ОпераЕвроп», я читаю там лекцию и уже сейчас представляю новосибирский театр. Я считаю это своей внутренней маленькой победой.
И это очень важно, потому что у нас уникальные потрясающие артисты, о них должно знать всё мировое профессиональное сообщество. Для меня это задача, и я надеюсь, что у нас будет много международных проектов именно с «ОпераЕвроп». И это такая цель, которую я ставлю перед собой.
— Нам только остаётся пожелать, чтобы, во-первых, все ваши планы сбылись, а во-вторых, чтобы хватило и времени, и сил, и здоровья. Если позволите, мы к вашим победам будем периодически присоединяться путём просмотра спектаклей и участия в разных мероприятиях, которых, как выяснилось, в оперном театре, помимо спектаклей, великое множество.
— Во-первых, театр всегда открыт: для добра, для любви, для зрителя. Мое пожелание: все мы сложные и разные. Искусство — это дело субъективное. Один любит грушу, второй — яблоко, третий — апельсин. Мерки художественного продукта очень сложны, и его не измерить ни линейкой, ни в граммах.
— Спасибо. Это я уже говорю от лица наших слушателей. И спасибо, конечно, за эту встречу. Давайте напомним, у нас в гостях сегодня был, всё-таки перечислю часть титулов и регалий, уже для соблюдения протокола, Кандидат искусствоведения, Член Союза Театральных Деятелей, а самое главное — главный режиссёр Новосибирского Государственного Академического театра Оперы и Балета Вячеслав Стародубцев.
— И, что самое важное, человек, абсолютно неравнодушный к опере, к театру вообще и, как вы сами слышали, уважаемые слушатели, к жизни. И к Новосибирску, в контексте вышесказанного. Поэтому давайте попрощаемся, но ненадолго, до встречи в театре оперы и балета, и здесь, на «Городской волне».
— Спасибо.