Камерный оркестр филармонии представил своим слушателям мировую премьеру. Музыканты исполнили произведения Эрика Сати и Дариуса Мийо. Одноактные балеты «Парад» и «Бык на крыше» прозвучали в сопровождении солистов из Нидерландов - степ-танцовщицы Мариеке ван дер Вен и пианиста, автора аранжировок Жерома ван Вина.
На сцене рядом с роялем помост для танцора. Балансируя на ограниченном пространстве, Мариеке ван дер Вен жестким ритмом поддерживает аккорды рояля и тремоло виолончелей. Партия степиста, как и других инструментов, прописана в партитуре до последней ноты. Тут важно, отмечает танцовщица, четко следовать указаниями дирижера, слушать партнеров по оркестру. И при этом следить, чтобы ритм не вытеснил из танца эмоцию. «Степ можно танцевать под любую музыку, тут можно выражать абсолютно любые чувства. Начиная от грусти и заканчивая совершенно безумным весельем, от скромных желаний до безудержных страстей», - говорит танцовщица. Один из самых экстравагантных композиторов 20 века Эрик Сати создал свой балет «Парад» для «Русских сезонов» Дягилева. Либретто написал Жан Кокто, костюмы и декорации придумал Пабло Пикассо. Премьера в Париже в 1917 году ознаменовалась скандалом и дракой среди зрителей. Представляя новосибирской публике столь необычную музыку, пианист Жерон ван Вин решал сложную задачу: как показать на сцене балет, сведя танец к минимуму? «Когда Пикассо создал костюмы, они были настолько странными, настолько необычными, что в них невозможно было танцевать, - рассказывает Жерон ван Вин. - Когда танцоры попытались что-то изобразить, зрители ничего не поняли. Они кричали, шумели. Сейчас, представляя эти балеты, мы просто убрали балерин, убрали костюмы, но попытались сохранить танец, заменив его степом». В балете Дариуса Мийо «Бык на крыше», где композитор использует джазовые темы и мотивы народных бразильских песен, танцевальная стихия звучит ярче и полнее. В партии степ-танцора больше экспромта и ритмических импровизаций. Вместе с балетами Сати и Мийо в концерте прозвучала Вторая симфония Артюра Онеггера. Услышать в одной программе столько новаторов французской музыки 20 века – редкая удача для любителей камерной музыки. Тем более когда в концерт, к удовольствию слушателей, включаются элементы танцевального шоу.