Городская волна
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Новосибирские
новости
Настрой город для себя

Милый город

Город Локтя

Город в лицах

Городская история

Сделано в Новосибирске

Полезный город

Городской треш

Сбросить
Городская волна
Все материалы
Подписывайтесь:

Make Love, not War: Леннон, Рерих, Эрлик и «Вудсток» на Катуни

Пятидесятилетие знаменитого фестиваля «Вудсток», который проходил с 15 по 18 августа 1969 года на одной из ферм в сельской местности городка Бетел, штат Нью-Йорк, США, отметили в горах Алтая. Сотни ценителей музыки легендарной ливерпульской четвёрки и других групп той эпохи, а также музыканты из разных городов собрались на ежегодном фестивале Because of the Beatles в туристическом комплексе «Бирюзовая Катунь» 17 августа.

Евгений Ларин
Евгений Ларин
16:50, 28 августа 2019

Американский фестиваль «Вудсток», музыка The Beatles, Creedence, The Rolling Stones, The Who, Jefferson Airplane, Джимми Хендрикса, Джо Кокера, алтайские горы, Катунь... На первый взгляд кажется, что всё это несовместимо. Но это только на первый взгляд. И это только кажется. Сейчас всё встанет на свои места.

Начнём, пожалуй, с того, что «Битлз» не играли на «Вудстоке» в 1969 году. Хотя их, конечно, звали. Но пресс-атташе фестиваля Because of the Beatles Кирилл Захаров считает, что это не имеет никого значения. Ливерпульцы вдохновили и Туманный Альбион, и Новый Свет, да и вообще весь мир. На «Вудсток» «Битлз» повлияли самым непосредственным образом, именно с них началось массовое «групповое вторжение».

IMG_5157.JPG
Мраморный памятник Джону Леннону. Фото: Евгений Ларин, nsknews.info

«До „Битлз“ были группы, вроде The Shadows, которые играли surf, инструментальную музыку. Были певцы, рок-н-ролльщики — Билл Хелли, Чак Берри, Элвис Пресли. А „Битлз“ были, наверное, первой группой, которая зародила имидж бит-музыки. Стали появляться полностью поющие группы, а в „Битлз“, как известно, пели все; появилось ансамблевое мышление. В этом отношение „Битлз“, как и „Роллинг Стоунз“, повлияли на всё поколение 1960-1970-х годов. Тот факт, что „Битлз“ не были на „Вудстоке“, не важен. Их песни на фестивале звучали в исполнении других коллективов. „Вудсток“ был пиком всей музыки 1960-х годов вообще, и во многом — концом той эпохи. Потом начались смерти — умерли Джимми Хендрикс, Дженис Джоплин, а „Битлз“ вообще развалились в 1970 году», — рассказал Кирилл Захаров.

Почему именно битлы не приехали в 1969 году на «Вудсток» — называли разные причины. 

По одной версии, кому-то не понравилось, что Джон Леннон хотел вывести на сцену Йоко Оно. По другой — у него были какие-то проблемы с въездом в США. Но, скорее всего, реальной причиной стали ужасные отношения участников группы, которая уже была на грани распада.

А теперь другой вопрос: как связана «Бирюзовая Катунь» с «Битлз»? Практически так же, как с Николаем Константиновичем Рерихом. На берегу Катуни, напротив Тавдинских пещер, стоит мраморный памятник художнику, писателю и мыслителю работы известного скульптора Владимира Войчишина. Памятник философу, на котором он похож на древнего алтайского хана или могучего воина-кочевника, установили в сентябре 2009 года. А спустя несколько лет, в 2014 году, по инициативе писателя, музыканта и битломана Сергея Орехова в «Бирюзовой Катуни» установили первый и пока единственный в России мраморный памятник Джону Леннону. Автором скульптуры стал всё тот же Войчишин.

IMG_5149.JPG
Мраморный памятник Николаю Рериху. Фото: Евгений Ларин, nsknews.info

Рубище Христа, в которое облачён Джон Леннон на памятнике, связано с исторической фразой, которую он неосторожно произнёс в марте 1966 года: «Сейчас мы более популярны, чем Иисус; я не знаю, что исчезнет раньше — рок-н-ролл или христианство». Тогда в США разразился скандал. Жители юга страны начали жечь пластинки, прекратилась трансляция песен группы.

Жук-скарабей, один из самых почитаемых символов Древнего Египта, на памятнике также не случаен: это обращение скульптора к известной игре слов Beetles и Beatles. Первое переводится как «жуки», а второе — связано со словом Beat.

На открытии памятника в 2014 году прошёл небольшой битл-концерт, который и стал рождением фестиваля Because of the Beatles. Вот так. Полтора года назад Сергей Орехов умер, но дело его живёт!

В пещере горного короля

Это сейчас Алтай — могучие горы, зелёные склоны, быстрые реки и цветочные луга. А когда-то, 500 миллионов лет назад, на этом месте было древнее море — по крайней мере, так считают учёные. И вот в пучине этого изначального моря и родились алтайские горы. Тавдинский горный массив, что в пешей доступности от туркомплекса «Бирюзовая Катунь», — точно морского происхождения. Карстовые Тавдинские или Талдинские пещеры (ранее неподалёку находилась деревня Талда, которая в советское время стала называться Тавда, отсюда двоякое название пещер), а их в массиве несколько десятков, образованы известняковыми слоями, а они, в свою очередь, сложились путём отмирания различных ракообразных и моллюсков. Мягкие слои вымыли потоки течения, более твёрдые породы остались. Теперь эти пещеры, в особенности Большая Тавдинская, возраст которой, по некоторым данным, составляет 1 миллион 240 тысяч лет, — один из наиболее популярных туристических объектов в этих местах.

Впрочем, люди давненько облюбовали Тавдинские пещеры. Во время раскопок в 1920 году там нашли глиняные черепки и каменные грузила начала бронзового века. А в 1968 году обнаружили спрессованный 12-сантиметровый слой золы. 

Столетиями первобытные люди там разводили костёр, а однажды как-то съели пещерного медведя. Его большой клык нашли рядом со стоянкой. 

Кстати, Большую пещеру ещё называют Пещерой девичьих слёз. Один из её залов — «Орлиный грот» — имел сакральное значение. Именно там шаманы приносили в жертву молодых красивых девушек. С потолка пещеры часто падают капли — это плачут души загубленных красавиц. Судя по всему, именно поэтому в сакральный зал ведёт «гусиный тоннель» высотой чуть более метра: вход не для всех. Передвигаться по нему вверх можно только либо согнувшись в три погибели, либо на четвереньках, а обратно вниз — каким-то несуразным обезьяньим ходом, как это пришлось делать вашему покорному слуге.

Пол на входе в Большую Тавдинскую пещеру усыпан монетами. Так туристы пытаются задобрить здешнего хозяина, пещерного гнома Эрлика, иначе можно заблудиться и обратно не выйти. На одном из выступающих из пещерной стены камне можно рассмотреть силуэты лица Эрлика — глаза, нос, рот и большую окладистую бороду.

Вообще, по правде сказать, Эрлик — это никакой не пещерный гном. Это, по верованиям алтайцев, владыка подземного мира, высший правитель царства мёртвых. Это он вместе с богом Ульгенем сотворил мир и человека, вдохнул в человека бессмертную душу. Именно Эрлик передал в дар первому каму, то есть шаману, бубен. И тогда на Алтае зазвучала песня, музыка, своими вибрациями доходящая до самой глубины души. И она звучит там по сей день — самая разная. В общем, «Вудсток» был фестивалем психоделической музыки, то есть музыки ощущений, тесно связанной с подсознанием человека. А алтайская природа и сама способна гипнотизировать.

Пчёлы никогда не спят

17 августа в американском штате Нью-Йорк должны были отмечать 50-летний юбилей фестиваля «Вудсток», но что-то пошло не так. На официальном сайте woodstock.соm появилось такое заявление: «Наш фестиваль отменяется, но дух „Вудстока“ продолжает жить. Несмотря на все наши усилия и вашу поддержку, фестиваль, который мы планировали совсем недавно, был отменён. Поскольку люди во всём мире отмечают 50-летие „Вудстока“, мы надеемся, что этот момент времени послужит укреплению ценностей сострадания, человеческого достоинства и красоты, охваченных нашим оригинальным фестивалем в 1969 году в духе мира, любви и музыки». Всё это получилось на «Бирюзовой Катуни».

Because of the Beatles 2019 года — это десять музыкальных коллективов, восемь часов живой музыки, архивные кадры с «Вудстока» 1969 года, развлекательная программа от радиоведущих «Маяка» и конкурсы с призами. Чтобы обеспечить фестивалю размах, инженеры, техники, звукорежиссёры и видеографы двое суток трудились не покладая рук. Как пчёлы, — а пчёлы никогда не спят. В этом нетрудно убедиться.

Около десяти минут на машине по живописному горному серпантину, и взору слегка обалдевшего от этих видов путешественника откроются зелёные луга, по которым Ульгень или Эрлик словно прошли с газонокосилкой. Здесь пасека, здесь расскажут всё о жизни никогда не спящих пчёл, дадут попробовать мёд, медовуху, съесть и намазать на себя всё, что только возможно сделать из пчелиных даров, а вдобавок ещё и поспать на ульях. И остаться при этом целым и невредимым. И даже не покусанным.

Видел ли ты когда-нибудь дождь? / Have you ever seen the rain?

«Бирюзовая Катунь» встретила пасмурным утром, моросящим дождём и туманом, спускающимся с гор густыми белыми облачками. Алтай прекрасен в любую погоду, а она там — как сердце красавицы. Через пару-тройку часов от серой хмури не остаётся и следа, светит солнце, но уже совсем скоро оно уступает небо свинцовым тучам, грому, молниям и настоящему тропическому ливню. Потом всё повторяется снова. Но шаманы своё дело знают, и в фестивальный день Алтай обласкал «Бирюзовую Катунь» умеренно жарким солнышком и тёплым ласковым ветерком. И всё, что осталось нужно — это только любовь! Никаких сомнений в этом не оставило неформальное открытие фестиваля, которое состоялось на импровизированной сцене возле памятника Леннону.

Творчество православного музыкального коллектива «Отцы и дети» из алтайских сёл Шебалино и Черга на неподготовленного слушателя, такого например, как автор этих строк, производит просто неизгладимое впечатление. Согласитесь, это довольно непривычно — слушать священника в полном церковном облачении, рассуждающего о музыке «Битлз», которую он считает изначально христианской, а значит, наполненной любовью. «Клуб одиноких сердец сержанта Пеппера», по мнению шебалинских христиан, это вообще прообраз церкви.

«Даже самым последним песням „Битлз“ около пятидесяти лет, а значит, эту музыку уже можно назвать старинной. „Битлз“» поют по всему миру: и в Японии, и в Бразилии, и в России. Это неплохо, но, наверное, это означает только одно: англосаксонская культура в какой-то момент объединила множество людей и победно шагает по планете. Если люди увлекаются «Битлз», «Лед Зеппелин» или «Роллинг Стоунз», это само по себе не хорошо и не плохо. Плохо только, когда мы ради иностранной культуры забываем свою. Поэтому мы взяли мелодии некоторых всемирно известных хитов и постарались на них положить нормальный русский текст, чтобы все могли понимать и петь эти бессмертные хиты, чтобы они радовали людей. Мы всё равно не станем англичанами или американцами, мы будем оставаться русскими людьми. Даже ради самых замечательных английских песен свою культуру забывать не нужно. Будем помнить о том, что мы православные, что мы христиане», — поведал настоятель Успенской церкви села Шебалина Павел Тайченачев.

И вот так, выдержанная в духовном христианском стиле, битловская песня Across the Universe («Через Вселенную»), название которой шебалинцы перевели как «Окрест вселенной», или даже «О, крест вселенной!», стала песней «Крестный ход по вселенной» о том, как русские люди повсюду строят православные храмы.

«День наступил, и на луне средь мёртвых и седых камней

Скитальцы русские воздвигли лунный златоглавый храм.

И у вселенной на краю, у господа в святом раю

Поставят космонавты русский самовар!

Крестный ход по вселенной!

Вечной жизни вестник он, колокольный перезвон.

Церковь к небу вознесла золотые купола», — выводит звонкий детский голос на мелодию Across the Universe в сопровождении ударов колокола на небольшой передвижной звоннице.

Песня Sunny («Солнечно»), которую написал в 1966 году американский чернокожий музыкант Бобби Хебб, вдохновлённый церковной музыкой госпел, известная, прежде всего, в исполнении группы Boney M, в интерпретации «Отцов и детей» стала рождественской колядкой — «Праздником Рождества».

Припев американской народной песни Go down Moses («Сойди, Моисей!»), которую популяризировал Луи Армстронг, у шебалицев зазвучал вот так:

«Годы можешь потерять, поражённый грехом,

Но однажды ты встретишь крестный ход».

А Stairway to Heaven («Лестница на небеса») Led Zeppelin превратилась в «Лествицу на небеса», и вообще оказалось, что эта песня о борьбе заблудших грешников с зелёным змием.

Репертуар камерной группы Юлия Буркина, писателя и музыканта из Томска, который успел отметиться и у мраморного Леннона и на официальном открытии фестиваля на главной сцене, оказался скромнее, чем у шебалинских христан.

IMG_5270.JPG
Фото: Евгений Ларин, nsknews.info

Юлий Буркин — в первую очередь, писатель, автор романа «Осколки неба, или Подлинная история „The Beatles“», изданного в 1997 году. Его перу также принадлежит фантастический роман «„Битлз“ in the USSR, или Иное небо» о том, чтобы бы было, если бы Леннона не убили. В своё время Буркин начал писать переводы песен «Битлз», а потом петь их на концертах. Они и звучали на «Бирюзовой Катуни», как и битловские песни в оригинале, и авторские композиции, вдохновлённые музыкой ливерпульской четвёрки.

Собственное оригинальное прочтение песен The Beatles — это и был, в общем, пропуск на фестивальную сцену, битловские композиции — обязательный элемент фестивального трек-листа любой команды, дальше всё ограничивается только фантазией музыкантов.

Копировать оригинальные песни или нет, — вот в чём вопрос. Артисты подошли к его решению совершенно по-разному.

Электроэтнорок-группа «Новая Азия» из Горно-Алтайская, которая вместе с виртуозным скрипачом Степаном Мезенцевым (Барнаул-Москва) выступила на Because of the Beatles впервые, удивила очень неожиданными версиями битловской Eleanor Rigby, Paint It Black («Покрасить это чёрным») «Роллинг Стоунз» и известной композиции из рок-оперы и одноименного фильма The Wall («Стена») Pink Floyd. Очень энергично и зажигательно! Вот если кто слышал интернациональную группу Dagamba, поймёт, о чём я. Горловое пение лидера «Новой Азии» Добрыни Сатина, алтайские национальный инструменты — икили, топшур, комус, жёсткие электронные сэмплы и совершенно сумасшедший напор скрипки Степана Мезенцева — невероятно гремучая смесь! Музыкант говорит, что такой симбиоз возник сам собой.

Стпен Мезенцев.JPG
Скрипач Степан Мезенцев. Фото: Евгений Ларин, nsknews.info

«В этом симбиозе самое главное — связь с людьми, с которыми я играю, дружба, общение. Вот это для меня бесценно. Естественно, мы получаем удовольствие и от музыки, которую исполняем. А „Вудсток“ и Алтай, думаю, вполне совместимы. Музыка есть везде. Здесь всё, что есть, всё хорошо», — убеждён Степан Мезенцев.

При появлении группы Zepp Love можно было подумать, что на сцену и в самом деле вышли Led Zeppelin — барнаульцы продемонстрировали практически полное перевоплощение в Роберта Планта и других участников британской рок-легенды. А вот внешнее сходство The Rolls из Бишкека с The Beatles ограничилось лишь тем, что лидер группы, бас-гитарист Султан Алыкулов — левша и играет на басу, как Пол Маккартни. Султан говорит, они никогда не стремились быть похожими на ливерпульскую четвёрку, им просто нравится их творчество. Британская музыка близка и киргизскому сердцу!

Султан Алыкулов, The Rolls, Бишкек.JPG
Султан Алыкулов, The Rolls. Фото: Евгений Ларин, nsknews.info

«Спасибо моим родителям, они привили любовь к битлам, к той эпохе. Мой отец большой битломан. Многим у нас в группе эта любовь передалась от родителей. Я считаю, что „Битлз“ — на века, это бессмертная музыка. Без времён и границ», — говорит Султан Алыкулов.

Впрочем, как считает основатель и бессменный руководитель «золотого состава» ВИА «Ариэль», который стал в этом году хедлайнером фестиваля на Катуни Валерий Ярушин, отношения с западной музыкой у нас никогда не будут складываться легко и просто.

Валерий Ярушин, ВИА Ариэль.JPG
Валерий Ярушин, ВИА «Ариэль». Фото: Евгений Ларин, nsknews.info

«Если говорить о ментальности всей нашей музыки, то на эту тему очень хорошо сказал Леонид Бергер, один из первых солистов „Весёлых ребят“, эмигрировавший в Австралию. Он сказал, что наша музыка не стыкуется с западной, потому что вся западная музыка — это мажорный блюз, а у нас — „Барыня“. Как бы мы ни изгалялись, мы вынуждены будем копировать. У нас музыка очень привязана к фольклору», — сказал Валерий Ярушин.

Битловскую программу Ярушин отработал по полной, а вот из старых композиций «Ариэля» сделал попурри, лишь немного напомнив зрителям песни, которые и сейчас ещё звучат и на радио, и на телевидении, и в кино: «Уходишь ты», «Заповедные места», «На море-океане», «В краю магнолий», «Старая пластинка», про древнюю старушку лошадь Маруську. По просьбе зрителей спел даже детскую песню про Бабу-Ягу, которую записывали для «Утренней почты».

Уже под занавес фестиваля на сцену вышла сборная команда барнаульских музыкантов «Столица», которая основательно прошлась уже именно по программе «Вудстока»: Джо Кокер, Джимми Хендрикс, The Who, Jefferson Airplane и, конечно Creedence Clearwater Revival. И непременно Have You Ever Seen the Rain? («Ты когда-нибудь видел дождь?»).

Фестиваль «Вудсток» у многих ассоциируется именно с «Криденс». И ещё с Джимми Хендриксом, конечно. Кстати, это «Криденс» первыми приняли приглашение на фестиваль и подписали контракт на выступление. А Джимми Хендрикс завершил легендарный «Вудсток» 1969 года. Песней Хендрикса Voodoo Child закрыли и алтайский «Вудсток» 2019 года. Её вместе исполнили все участники фестиваля Because of the Beatles.

Редакция «Новосибирских новостей» благодарит «Алтайтурцентр» за организацию пресс-тура на фестиваль Because of the Beatles.

Что происходит

Обои-убийцы и привет от Ван Гога: выставку о цвете открыли в Новосибирске

Какие услуги по «Карте жителя» станут доступны новосибирцам в 2024 году

Леса Новосибирской области обработают от прожорливого шелкопряда

Какие новые школы откроют в этом году — рассказали в мэрии

Детей бойцов СВО примут в первый класс вне очереди

Жители Вьетнама и Монголии моют голову сибирскими шампунями

Что делать, если ребенка травят в школе — советы психолога

Новый павильон готовят к открытию в зоопарке на Затулинке

Одну из старейших школ Новосибирска впервые капитально ремонтируют

Застройщики предлагают льготы на покупку жилья участникам спецоперации

Волонтёры с ментальными расстройствами читают книги одиноким старикам

Показать ещё